Индивидуально-типологические особенности развития музыкальных, художественных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anzhelika R. Akimova

Аннотация

Высокая эффективность современных образовательных программ в сфере дополнительного художественно-эстетического воспитания и непрерывного музыкального образования дошкольников может быть обеспечена с учётом научно обоснованных типологий специальных способностей, в основе которых лежат как общепсихологические, так и психофизиологические (природные) составляющие. В представленном поисково-прикладном исследовании обозначено решение нескольких научно-исследовательских и научно-практических задач. На диагностическом этапе, в соответствии с целью исследования, осуществлён отбор диагностических методик и проведена комплексная диагностика (анкетирование родителей, опрос педагогов, тестирование детей) с использованием метода контрастных групп и привлечением респондентов из разных дошкольных учреждений по развитию отдельных видов способностей. На обобщающем этапе проанализированы результаты описательной статистики, проведена качественная их интерпретация. В результате сравнительного анализа в группах музыкального, художественного и интеллектуального развития выявлены достоверные различия: в проявлении у детей отдельных типов сенсорной чувствительности, влияющих на их познавательное развитие; в выраженности признаков творческих способностей и параметров творческого мышления в соотношении с конкретным типом дошкольного учреждения и спецификой реализации в нём образовательных программ. На прогнозно-аналитическом этапе
с помощью корреляционного анализа у дошкольников определена специфика (характер и теснота) взаимосвязей аудиального, визуального и кинестетического типов восприятия и переработки информации с отдельными признаками творческих способностей и мышления. Сделаны выводы о прогностической ценности рассмотрения указанных типов в качестве индивидуально-личностных предикторов гармоничного развития отдельных (общих или специальных) способностей, представлены соответствующие рекомендации родителям и педагогам.

Ключевые слова: творческие способности, детская одарённость, индивидуально-личностные предикторы, типологический подход.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Akimova, A. R. (2019). Индивидуально-типологические особенности развития музыкальных, художественных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 139–149. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.139-149
Раздел
Музыкальное образование
Биография автора

Anzhelika R. Akimova, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки

Акимова Анжелика Ринатовна, кандидат психологических наук, доцент,
заведующая Научно-исследовательского центра прогнозирования развития
творческих способностей и детской одарённости

Библиографические ссылки

1. Akimova A. R. Sovremennye podkhody k izucheniyu tvorcheskikh sposobnostey i odaryonnosti [Contemporary Approaches to the Study of Creative Abilities and Giftedness]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of Magnitogorsk Conservatory]. 2018. No. 4, pp. 52–55.
2. Kirnarskaya D. K. Filogeneticheskaya model' talanta. Universum muzykal'nogo talanta [The Phylogenetic Model of Talent. The Universe of Musical Talent]. Psikhologiya odarennosti i tvorchestva: monografiya [The Psychology of Giftedness and Creativity: Monograph]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2017, pp. 102–113.
3. Melik-Pashaev A. A. Printsipy diagnostiki khudozhestvennogo razvitiya [The Principles of Diagnosis of Artistic Development]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Learning]. 2015. No. 10, pp. 34–46.
4. Nagibina N. L. Psikhologicheskie tipy lichnosti: vliyanie na muzykal'nuyu deyatel'nost' i obuchenie muzyke: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [The Psychological Types of Personality: Influence on Musical Activity and Teaching Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Psychological Sciences]. Moscow, 2002. 61 p.
5. Sirotyuk A. L. Neyropsikhologicheskoe i psikhofiziologicheskoe soprovozhdenie obucheniya [Neuropsychological and Psychophysiological Accessary of Training]. Moscow: Printing Center Sphere, 2003. 288 p.
6. Starchenko M. G. Psikhofiziologiya kreativnosti [The Psychophysiology of Creativity]. Nauka i innovatsii [Science and Innovations]. 2014. Vol. 12. No. 142, pp. 15-19.
7. Porter L. Gifted Young Children: a Guide for Teachers and Parents. 2nd ed. Sydney, NSW: Allen & Unwin. 2005. 271 p.
8. Reinhard J. Howard Gardner’s Multiple Intelligences: a Minority View: Musical Intelligence. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 4, pp. 38–42. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.4.038-042.
9. Runco M. A., Millar G., Acar S., Cramond B. Torrance Tests of Creative Thinking as Predictors of Personal and Public Achievement: A Fifty-Year Follow-Up. Creativity Research Journal. 2010. No. 22 (4), pp. 361–368.