Индивидуально-типологические особенности развития музыкальных, художественных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Высокая эффективность современных образовательных программ в сфере дополнительного художественно-эстетического воспитания и непрерывного музыкального образования дошкольников может быть обеспечена с учётом научно обоснованных типологий специальных способностей, в основе которых лежат как общепсихологические, так и психофизиологические (природные) составляющие. В представленном поисково-прикладном исследовании обозначено решение нескольких научно-исследовательских и научно-практических задач. На диагностическом этапе, в соответствии с целью исследования, осуществлён отбор диагностических методик и проведена комплексная диагностика (анкетирование родителей, опрос педагогов, тестирование детей) с использованием метода контрастных групп и привлечением респондентов из разных дошкольных учреждений по развитию отдельных видов способностей. На обобщающем этапе проанализированы результаты описательной статистики, проведена качественная их интерпретация. В результате сравнительного анализа в группах музыкального, художественного и интеллектуального развития выявлены достоверные различия: в проявлении у детей отдельных типов сенсорной чувствительности, влияющих на их познавательное развитие; в выраженности признаков творческих способностей и параметров творческого мышления в соотношении с конкретным типом дошкольного учреждения и спецификой реализации в нём образовательных программ. На прогнозно-аналитическом этапе
с помощью корреляционного анализа у дошкольников определена специфика (характер и теснота) взаимосвязей аудиального, визуального и кинестетического типов восприятия и переработки информации с отдельными признаками творческих способностей и мышления. Сделаны выводы о прогностической ценности рассмотрения указанных типов в качестве индивидуально-личностных предикторов гармоничного развития отдельных (общих или специальных) способностей, представлены соответствующие рекомендации родителям и педагогам.
Ключевые слова: творческие способности, детская одарённость, индивидуально-личностные предикторы, типологический подход.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kirnarskaya D. K. Filogeneticheskaya model' talanta. Universum muzykal'nogo talanta [The Phylogenetic Model of Talent. The Universe of Musical Talent]. Psikhologiya odarennosti i tvorchestva: monografiya [The Psychology of Giftedness and Creativity: Monograph]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2017, pp. 102–113.
3. Melik-Pashaev A. A. Printsipy diagnostiki khudozhestvennogo razvitiya [The Principles of Diagnosis of Artistic Development]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Learning]. 2015. No. 10, pp. 34–46.
4. Nagibina N. L. Psikhologicheskie tipy lichnosti: vliyanie na muzykal'nuyu deyatel'nost' i obuchenie muzyke: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [The Psychological Types of Personality: Influence on Musical Activity and Teaching Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Psychological Sciences]. Moscow, 2002. 61 p.
5. Sirotyuk A. L. Neyropsikhologicheskoe i psikhofiziologicheskoe soprovozhdenie obucheniya [Neuropsychological and Psychophysiological Accessary of Training]. Moscow: Printing Center Sphere, 2003. 288 p.
6. Starchenko M. G. Psikhofiziologiya kreativnosti [The Psychophysiology of Creativity]. Nauka i innovatsii [Science and Innovations]. 2014. Vol. 12. No. 142, pp. 15-19.
7. Porter L. Gifted Young Children: a Guide for Teachers and Parents. 2nd ed. Sydney, NSW: Allen & Unwin. 2005. 271 p.
8. Reinhard J. Howard Gardner’s Multiple Intelligences: a Minority View: Musical Intelligence. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 4, pp. 38–42. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.4.038-042.
9. Runco M. A., Millar G., Acar S., Cramond B. Torrance Tests of Creative Thinking as Predictors of Personal and Public Achievement: A Fifty-Year Follow-Up. Creativity Research Journal. 2010. No. 22 (4), pp. 361–368.