«Вариации» Э. Ллойда-Уэббера и «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова: художественные параллели
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена многообразным диалогам творчества
Э. Ллойда-У эббера с наследием классической музыки XVIII–
XIX столетий как важнейшей особенности мышления ан-
глийского композитора. Данная проблема рассматривается на
примере широко известного инструментального сочинения,
тяготеющего к синтезу характерных черт академических и
массовых жанров. В статье выявлена порождающая модель
указанного художественного замысла – классический шедевр
С. Рахманинова, обозначены историко-культурные предпо-
сылки освещаемого диалога, композиционные и драматур-
гические параллели между двумя произведениями. Особое
внимание уделено балетной версии «Вариаций», представ-
ленной хореографом Э. Ван Лаастом в качестве второй части
«концерта для сцены» – мюзикла «Песня и танец». Автором
отмечена роль этой редакции в развитии хореографического
мюзикла 1980–1990-х годов.
Ключевые слова: «Вариации» Э. Ллойда-У эббера, С. Рах-
манинов, М. Фокин «Рапсодия на тему Паганини», балет «Па-
ганини»
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Andruschenko E. Yu. O rezhisserskikh traktovkah muzykal’no-teatral’nykh proektov E. Lloyda-Uebbera: kinematograficheskie “variatsii” [Concerning Producers’ Interpretations of Andrew Lloyd-Webber’s Musical Theatrical Projects: Cinematographic “Variations”]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, no. 1 (12), pp. 108–110.
3. Andruschenko E. Yu. “Pesnya i tanets” – “eksperimental’nyy” myuzikl E. Lloyda-Webbera: tridtsat’ let spustya [“Song and Dance” – the “Experimental” Musical of Andrew Lloyd-Webber: Thirty Years Later]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal’nyy al’manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2013, no. 1, pp. 93–98.
4. Dunayeva N. L. K istorii sozdaniya baleta M. M. Fokina “Paganini” na muzyku S. V. Rakhmaninova (avtobiograficheskiy aspekt) [On the History of the Creation of Mikhail Fokin’s Ballet “Paganini” to the Music of Sergei Rachmaninoff (the Autobiographical Aspect)]. Stranitsy istorii muzykal’noy kul’tury: Novye arkhivnye materialy: sb. st. [Pages of the History of Musical Culture. New Archival Materials: a Collection of Articles]. Edited by T. Z. Skvirskaya. St. Petersburg: Polytechnic University Press, 2012, pp. 133–141.
5. Kulakov V. A., Pappe V. M. 2500 khoreograficheskikh prem’er ХХ veka (1900–1945): entsiklopedicheskiy slovar’ [2500 Choreographic Premieres of the 20th Century: an Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Deka-VS Press, 2008. 336 р.
6. Zhurbin A. B. Endryu Lloyd Webber – kompozitor dlya teatra [Andrew Lloyd Webber as a Composer for the Theatre]. Muzykal’naya zhizn’ [Musical Life]. 1988, no. 18, pp. 6–8.
7. Trufanova E. V. “Zvyozdnyi Ekspress” (E. Lloyda- Webbera) [“Starlight Express” (by Andrew Lloyd-Webber)]. Velikie myuzikly mira: popularnaya entsiklopediya [The Great Musicals of the World: A Popular Encyclopaedia]. Edited by I. A. Emel’yanova. Moscow: OLMA-PRESS, 2002, pp. 573–594.
8. Rakhmaninoff S. V. Literaturnoe nasledie [Literary Heritage]. Vol. 3. Compiled. and edited by Z. A. Apetyan. Moscow: Sovetskiy Kompozitor Press, 1980. 576 р.
9. Fokin M. M. Protiv techeniya: vospominaniya baletmeistera. Stsenarii i zamysly baletov. Stat’i, interv’yu i pis’ma [Against the Current: Memoirs by a Ballet-master. Scenarios and Concepts of Ballets. Articles, Interviews and Letters]. Second Edition, Supplemented and Revised. Leningrad: Iskusstvo Press, 1981. 512 р.
10. Tsvetkova E. O. Instrumental’nye sochineniya v russkom balete XX stoletiya: problemy interpretatsii muzykal’nogo teksta: avtoref. dis. … kand. iskussvovedeniya [Instrumental Compositions in 20th Century Russian Ballet: Issues of Interpretation of the Musical Text: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow: P. I. Tchaikovsky’s State Conservatory, 2004. 33 p.
11. Tsuker A. M. Rakhmaninov v mire massovoy muzykal’noy kul’tury [Rachmaninoff in the World of Mass Musical Culture]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2013, no. 2, pp. 20–26.
12. Webber A. L. Variations: Booklet (MCLD 19396). London: MCA Records, 1978. 8 p.