Музыкальная форма и её освещение в школьных учебниках по музыкальной литературе
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Знакомство с музыкальной формой – явлением объёмным и многозначным – связано
с начальным этапом обучения музыканта. Важную роль в этом процессе выполняют
учебники. Обобщённое представление о музыкальной форме, основных типах классико-
романтических структур, их специфике ученик ДМШ впервые получает на уроках
музыкальной литературы. В статье на примере четырёх учебников, предназначенных для
первого года обучения по этому предмету (авторы – Андрей Фролов, Мария Шорникова,
Янина Островская и Людмила Фролова, Зоя Осовицкая и Анна Казаринова), обсуждаются
некоторые особенности изложения темы «музыкальная форма» для школьников.
Содержание соответствующих разделов вариабельно. Перечень охваченных образцов
оказывается более компактным в книге Осовицкой и Казариновой (определяется ресурсами
«Детского альбома» П. И. Чайковского). Наиболее полно тема раскрывается в учебниках
Островской, Фроловой и Шорниковой: здесь показаны практически все классико-
романтические формы, а также некоторые формы барокко (фуга, сюита). При описании
музыкальных конструкций авторы придерживаются разных ракурсов. Осовицкая и
Казаринова сосредоточены на целостном анализе «Детского альбома» и его пьес; Фролов
соединяет теоретический и практический подходы в освоении формы, давая рекомендации
для сочинения. Шорникова систематически прибегает к междисциплинарным аналогиям;
Островская и Фролова уделяют пристальное внимание структурным особенностям каждой
из обсуждаемых конструкций.
Соотнесение принципов изучения музыкальной формы, имеющихся в школьных
учебниках, позволяет выбирать оптимальный из них. В статье делается вывод о том, что
использование описательной манеры при первом обсуждении формы недостаточно,
поскольку в данном случае не акцентируется связь между содержательной и конструктивной
сторонами музыкальных структур. Неточности, допускаемые авторами в характеристике
ряда форм, свидетельствуют о необходимости рецензирования подобного рода учебных
изданий.
Ключевые слова: изучение музыкальной формы, учебники по музыкальной литературе
для ДМШ первого года обучения, Янина Островская, Людмила Фролова, Зоя Осовицкая,
Анна Казаринова, Андрей Фролов, Мария Шорникова.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kupets L. A. Texts about Music for Children and Young Musicians: Sergei Prokofiev in the Russian Textbooks on Musical Literature of 1970–1990th years]. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 166–173. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.166-173.
3. Mileyko Yu. N., Voytkevich S. G. Metodika prepodavaniya muzykal'noy literatury na sovremennom etape [Methods of Teaching Musical Literature at the Contemporary Stage]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. 2019. No. 1 (117), pp. 135–143.
4. Osovitskaya Z. E., Kazarinova A. S. Muzykal'naya literatura: uchebnik dlya DMSh: pervyy god obucheniya predmetu [Musical Literature. Textbook for Children’s Music Schools: the First Year of Study]. Moscow: Muzyka, 2012. 224 p.
5. Ostrovskaya Ya. E., Frolova L. A. Muzykal'naya literatura v opredeleniyakh i notnykh primerakh: 1-y god obucheniya: uchebnoe posobie [Musical Literature in Definitions and Musical Examples: the First Year of Study: Textbook]. St. Petersburg: Kompozitor, 2010. 208 p.
6. Samakaeva M. Yu., Prisyazhnaya E. A. Informatsionnye tekhnologii v prepodavanii predmeta «Muzykal'naya literatura» [Informational Technologies in the Teaching of the Subject of “Musical Literature”]. Obrazovanie v sfere iskusstva [Education in the Sphere of Art]. 2014. No. 2 (3), pp. 110–115.
7. Sorokotyagin D. A. Muzykal'naya literatura v tablitsakh: polnyy kurs obucheniya: uchebnoe posobie [Musical Literature in Tables: A Full Course of Study: A Training Manual]. 6th Edition. Rostov-on-Don: Feniks, 2015. 221 p.
8. Frolov A. A. Muzykal'naya literatura: uchebnik dlya 4-go klassa detskikh muzykal'nykh shkol [Musical Literature: Textbook for the 4th Grade of Children’s Music Schools]. St. Petersburg: Kompozitor, 2005. 224 p.
9. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1 (30), pp. 156–165. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.
10. Shornikova M. I. Muzykal'naya literatura: muzyka, ee formy i zhanry: pervyy god obucheniya: uchebnoe posobie [Musical Literature: Music, its Forms and Genres: First Year of Study: Study Guide]. 15th Edition. Rostov-on-Don: Feniks, 2011. 187 p.