Музыкальная форма и её освещение в школьных учебниках по музыкальной литературе

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Koposova

Аннотация

Знакомство с музыкальной формой – явлением объёмным и многозначным – связано
с начальным этапом обучения музыканта. Важную роль в этом процессе выполняют
учебники. Обобщённое представление о музыкальной форме, основных типах классико-
романтических структур, их специфике ученик ДМШ впервые получает на уроках
музыкальной литературы. В статье на примере четырёх учебников, предназначенных для
первого года обучения по этому предмету (авторы – Андрей Фролов, Мария Шорникова,
Янина Островская и Людмила Фролова, Зоя Осовицкая и Анна Казаринова), обсуждаются
некоторые особенности изложения темы «музыкальная форма» для школьников.
Содержание соответствующих разделов вариабельно. Перечень охваченных образцов
оказывается более компактным в книге Осовицкой и Казариновой (определяется ресурсами
«Детского альбома» П. И. Чайковского). Наиболее полно тема раскрывается в учебниках
Островской, Фроловой и Шорниковой: здесь показаны практически все классико-
романтические формы, а также некоторые формы барокко (фуга, сюита). При описании
музыкальных конструкций авторы придерживаются разных ракурсов. Осовицкая и
Казаринова сосредоточены на целостном анализе «Детского альбома» и его пьес; Фролов
соединяет теоретический и практический подходы в освоении формы, давая рекомендации
для сочинения. Шорникова систематически прибегает к междисциплинарным аналогиям;
Островская и Фролова уделяют пристальное внимание структурным особенностям каждой
из обсуждаемых конструкций.
Соотнесение принципов изучения музыкальной формы, имеющихся в школьных
учебниках, позволяет выбирать оптимальный из них. В статье делается вывод о том, что
использование описательной манеры при первом обсуждении формы недостаточно,
поскольку в данном случае не акцентируется связь между содержательной и конструктивной
сторонами музыкальных структур. Неточности, допускаемые авторами в характеристике
ряда форм, свидетельствуют о необходимости рецензирования подобного рода учебных
изданий.

Ключевые слова: изучение музыкальной формы, учебники по музыкальной литературе
для ДМШ первого года обучения, Янина Островская, Людмила Фролова, Зоя Осовицкая,
Анна Казаринова, Андрей Фролов, Мария Шорникова.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Koposova, I. V. (2019). Музыкальная форма и её освещение в школьных учебниках по музыкальной литературе. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 178–189. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.178-189
Раздел
Музыкальное образование
Биография автора

Irina V. Koposova, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Копосова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры
теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Korobova A. G. About Historical Dance Music and the Possibilities of Studying it in Children’s Music Schools. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 145– 155. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.145-155.
2. Kupets L. A. Texts about Music for Children and Young Musicians: Sergei Prokofiev in the Russian Textbooks on Musical Literature of 1970–1990th years]. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 166–173. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.166-173.
3. Mileyko Yu. N., Voytkevich S. G. Metodika prepodavaniya muzykal'noy literatury na sovremennom etape [Methods of Teaching Musical Literature at the Contemporary Stage]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. 2019. No. 1 (117), pp. 135–143.
4. Osovitskaya Z. E., Kazarinova A. S. Muzykal'naya literatura: uchebnik dlya DMSh: pervyy god obucheniya predmetu [Musical Literature. Textbook for Children’s Music Schools: the First Year of Study]. Moscow: Muzyka, 2012. 224 p.
5. Ostrovskaya Ya. E., Frolova L. A. Muzykal'naya literatura v opredeleniyakh i notnykh primerakh: 1-y god obucheniya: uchebnoe posobie [Musical Literature in Definitions and Musical Examples: the First Year of Study: Textbook]. St. Petersburg: Kompozitor, 2010. 208 p.
6. Samakaeva M. Yu., Prisyazhnaya E. A. Informatsionnye tekhnologii v prepodavanii predmeta «Muzykal'naya literatura» [Informational Technologies in the Teaching of the Subject of “Musical Literature”]. Obrazovanie v sfere iskusstva [Education in the Sphere of Art]. 2014. No. 2 (3), pp. 110–115.
7. Sorokotyagin D. A. Muzykal'naya literatura v tablitsakh: polnyy kurs obucheniya: uchebnoe posobie [Musical Literature in Tables: A Full Course of Study: A Training Manual]. 6th Edition. Rostov-on-Don: Feniks, 2015. 221 p.
8. Frolov A. A. Muzykal'naya literatura: uchebnik dlya 4-go klassa detskikh muzykal'nykh shkol [Musical Literature: Textbook for the 4th Grade of Children’s Music Schools]. St. Petersburg: Kompozitor, 2005. 224 p.
9. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1 (30), pp. 156–165. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.
10. Shornikova M. I. Muzykal'naya literatura: muzyka, ee formy i zhanry: pervyy god obucheniya: uchebnoe posobie [Musical Literature: Music, its Forms and Genres: First Year of Study: Study Guide]. 15th Edition. Rostov-on-Don: Feniks, 2011. 187 p.