Алгоритмические композиции – феномен электронной музыки

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena N. Piryazeva

Аннотация

Электронная музыка подразделяется на ряд разновидностей. К ним относятся: музыка,
сочинённая для электронных музыкальных инструментов; музыка, в основе которой –
преобразованные электронным способом окружающие человека звуки; музыка, созданная
из генерированных автоматически электронным способом звуков, а также запрограммированная
на компьютере, или – алгоритмическая музыка. Данная статья посвящена рассмотрению
эксперимента в области алгоритмической музыки, на протяжении долгого времени
проводимого композитором, учёным, писателем Дэвидом Коупом – исследователем
музыкального искусственного интеллекта. Коуп является разработчиком программ для
анализа и создания музыкальных сочинений в стилях известных композиторов. В статье
применён метод компоративного анализа для сравнения сочинения венгерского композитора
Белы Бартока и его модели, созданной алгоритмической композицией по программе Дэвида
Коупа.
Создание стиля по модели – увлекательный опыт, позволяющий адекватно воспринимать
музыку известных мастеров, осуществлять грамотные интерпретации в музыковедческих
анализах, устанавливать компоненты стиля композитора, подмечая важные составляющие
его почерка, совершенствоваться в компьютерном программировании. Однако сочинение,
созданное мастером, всё же превосходит машинный вариант наличием неповторимого
творческого озарения, вдохновляющего при решении поставленной художественной задачи,
которое невозможно воссоздать автоматически.

Ключевые слова: электронная музыка, алгоритмическая композиция, современная
музыка, музыкальный стиль, Дэвид Коуп.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Piryazeva, E. N. (2019). Алгоритмические композиции – феномен электронной музыки. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 105–110. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.105-110
Раздел
Информационные технологии и музыка
Биография автора

Elena N. Piryazeva, Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования

Пирязева Елена Николаевна, кандидат искусствоведения, старший научный
сотрудник

Библиографические ссылки

1. Gakkel' L. E. Fortepiannaya muzyka ХХ veka [20th Century Piano Music]. Leningrad; Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1976. 295 p.
2. Denisov A.V. Muzyka XX veka [20th Century Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2006. 112 p.
3. Nest'ev I. V. Bela Bartok [Bela Bartok]. Moscow: Muzyka, 1969. 800 p.
4. Cope D. Experiments in Musical Style. Wl: A-R Editions, 1996. 264 p.
5. Cope D. Virtual Music: Computer Synthesis of Musical Style. Cambridge, Massachusets: The MIT Press, 2001. 565 p.
6. Dean R. T. The Oxford Handbook of Algorithmic Music. Oxford: Oxford University Press, 2018. 712 p.
7. Inesta J. M., Conklin D. C., Ramirez-Melendez R., Fiore T. M. Machine Learning and Music Generation. Abingdon: Routledge, 2017. 112 p.
8. Iverson J. Invisible Collaboration: The Dawn and Evolution of Elektronische Musik. Music Theory Spectrum. 2017. Vol. 39, Issue 2, pp. 200–222. DOI: 10.1093/mts/mtx017.
9. Muller M. Fundamentals of Music Processing: Audio, Analysis, Algorithms, Applications. Luxembourg: Springer, 2015. 487 p.
10. Nierhaus G. Patterns of Intuition: Musical Creativity in the Light of Algorithmic Composition. Luxembourg: Springer, 2015. 421 p.
11. Yelkenci S. Algorithmic Music Composition Using Linear Algebra. Illinois: Southern Illinois University Edwardsville, 2017. 68 p.