Алгоритмические композиции – феномен электронной музыки
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Электронная музыка подразделяется на ряд разновидностей. К ним относятся: музыка,
сочинённая для электронных музыкальных инструментов; музыка, в основе которой –
преобразованные электронным способом окружающие человека звуки; музыка, созданная
из генерированных автоматически электронным способом звуков, а также запрограммированная
на компьютере, или – алгоритмическая музыка. Данная статья посвящена рассмотрению
эксперимента в области алгоритмической музыки, на протяжении долгого времени
проводимого композитором, учёным, писателем Дэвидом Коупом – исследователем
музыкального искусственного интеллекта. Коуп является разработчиком программ для
анализа и создания музыкальных сочинений в стилях известных композиторов. В статье
применён метод компоративного анализа для сравнения сочинения венгерского композитора
Белы Бартока и его модели, созданной алгоритмической композицией по программе Дэвида
Коупа.
Создание стиля по модели – увлекательный опыт, позволяющий адекватно воспринимать
музыку известных мастеров, осуществлять грамотные интерпретации в музыковедческих
анализах, устанавливать компоненты стиля композитора, подмечая важные составляющие
его почерка, совершенствоваться в компьютерном программировании. Однако сочинение,
созданное мастером, всё же превосходит машинный вариант наличием неповторимого
творческого озарения, вдохновляющего при решении поставленной художественной задачи,
которое невозможно воссоздать автоматически.
Ключевые слова: электронная музыка, алгоритмическая композиция, современная
музыка, музыкальный стиль, Дэвид Коуп.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Denisov A.V. Muzyka XX veka [20th Century Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2006. 112 p.
3. Nest'ev I. V. Bela Bartok [Bela Bartok]. Moscow: Muzyka, 1969. 800 p.
4. Cope D. Experiments in Musical Style. Wl: A-R Editions, 1996. 264 p.
5. Cope D. Virtual Music: Computer Synthesis of Musical Style. Cambridge, Massachusets: The MIT Press, 2001. 565 p.
6. Dean R. T. The Oxford Handbook of Algorithmic Music. Oxford: Oxford University Press, 2018. 712 p.
7. Inesta J. M., Conklin D. C., Ramirez-Melendez R., Fiore T. M. Machine Learning and Music Generation. Abingdon: Routledge, 2017. 112 p.
8. Iverson J. Invisible Collaboration: The Dawn and Evolution of Elektronische Musik. Music Theory Spectrum. 2017. Vol. 39, Issue 2, pp. 200–222. DOI: 10.1093/mts/mtx017.
9. Muller M. Fundamentals of Music Processing: Audio, Analysis, Algorithms, Applications. Luxembourg: Springer, 2015. 487 p.
10. Nierhaus G. Patterns of Intuition: Musical Creativity in the Light of Algorithmic Composition. Luxembourg: Springer, 2015. 421 p.
11. Yelkenci S. Algorithmic Music Composition Using Linear Algebra. Illinois: Southern Illinois University Edwardsville, 2017. 68 p.