Взаимовлияние русской и украинской традиционной культуры в Суджанском районе Курской области
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Своеобразие традиционной музыкальной культуры Суджанского района Курской
области определяется проживанием на его территории двух этнических групп – русских
и украинцев, между которыми происходили как процессы этнического обособления, так
и интеграции. Каждая из групп сформировала свою музыкальную культуру и систему
музыкальных жанров, демонстрирующих большую степень различия. Музыкальный
язык при этом оставался важным средством культурной самоидентификации. Система
музыкальных жанров русских сёл относится к локальной традиции Курско-Белгородского
пограничья, где централизующим компонентом выступает хороводная песня. Она влияет
на такие жанры традиционного слоя, как таночные и свадебные песни, формируя особый
репертуар инструментально-хореографических видов – карагодных припевок. Жанровая
система украинских сёл складывается из незначительного по объёму слоя традиционных
жанров – зимних величально-поздравительных песен и свадебных обрядовых припевок,
тогда как главный песенный массив украинцев составляет лирическая песня.
Взаимодействие культур активно проявляется в позднем слое фольклора. Это
бытование позднетрадиционной лирики, общерусских частушечных наигрышей и танцев
городского происхождения как в русской, так и в украинской этнической среде. Подобное
сближение традиционных культур обусловлено изменением этнического самоопределения
украинцев и преодолением культурной обособленности, которая в более ранний период
была условием самостоятельного развития двух музыкальных традиций.
Ключевые слова: Курская область, Суджанский район, русский и украинский фольклор,
традиционная культура, этномузыкология.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ermakova N. V. Starinnaya kurskaya svad'ba (selo Plekhovo Sudzhanskogo rayona) [A Historical Kursk Wedding (Village of Plyokhovo of the Sudzhan District)]. Kursk: Kursk State University, 2005. 193 p.
3. Efimenkova B. B. Vostochnoslavyanskaya svad'ba i ee muzykal'noe napolnenie: vvedenie v problematiku [The Eastern Slavic Wedding and its Musical Content: An Introduction to the Problem Range]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 2008. 64 p.
4. Zhirov M. S., Zhirova O. Ya., Khoroshilova E. L. The Special Stylistic Features of the Song Folklore of the Belgorod-Kursk Border Region: A Local Aspect. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 82–96. (In Engl., In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.082-096.
5. Karacharov I. N. Pesennaya traditsiya basseyna reki Psel (Belgorodsko-Kurskoe pogranich'e) [The Song Tradition of the Psel River Basin (the Belgorod-Kursk Boundary)]. Ed. by V. M. Shchurov. Belgorod: Krest'yanskoe delo, 2004. 422 p.
6. Katalog kollektsiy ekspeditsionnykh i statsionarnykh zapisey osnovnogo fonda Kabineta narodnoy muzyki Voronezhskogo gosudarstvennogo instituta [Catalogue of Expeditionary and Stationary Collections of the Main Fund of the Folk Music Cabinet of the Voronezh State Institute of the Arts]. Voronezh State Institute of Arts. Voronezh: Avalon, 2017. 74 p.
7. Neklyudov S. Yu. Posle fol'klora [After Folklore]. Zhivaya starina [Living History]. 1995. No. 1, pp. 2–4.
8. Pashina O. A. Kalendarno-pesennyy tsikl u vostochnykh slavyan [The Calendar-Song Cycle of the Eastern Slavs]. St. Petersburg: Kompozitor, 2006. 280 p.
9. Rudneva A. V. Kurskie tanki i karagody [The Kursk Tanks and the Karagoda]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1975. 310 p.
10. Chizhikova L. N. Russko-ukrainskoe pogranich'e: istoriya i sud'by traditsionno-bytovoy kul'tury (XIX–XX vek) [The Russian – Ukrainian Borderlands: History and Destinies of the Traditional Everyday Culture (19–20 Century)]. Moscow: Nauka, 1988. 251 p.