Процесс академизации русского народного инструментального искусства

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Dmitri I. Varlamov

Аннотация

Русское народно-инструментальное искусство в ХХ столетии переживало активную академизацию. Учёные единодушно трактовали её как процесс достижения академического уровня исполнительства, творчества и обучения. Автор данной статьи критикует подобную трактовку и предлагает концепцию академизации, основанную на теории эволюции. Под академизацией здесь понимается эволюция мышления и творческой деятельности человечества от аутентичного фольклора к современному творчеству академического типа. Выявляются два типа академизации: естественная и искусственная, демонстрирующие единую сущность, – стремление к идеальной художественной парадигме. Однако
в естественном процессе парадигма складывается спонтанно в ходе творческих поисков художников и селекционной деятельности общества, а в искусственном – заимствуется
в иной культуре, и потому репродуктивная функция в искусственном процессе доминирует над креативной. Оба типа подвержены «постакадемическому синдрому» – негативным тенденциям, в искусственном процессе проявляющимся более остро. Преодоление «постакадемического синдрома» возможно через интеграцию академического творчества с аналогичной традицией фольклорного типа, развитие теории национального инструментализма, устранение в ней дуализма мышления и утверждение целостности феномена народности художественного творчества.

Ключевые слова: русское народно-инструментальное искусство, академизация искусства и образования, типы академизации, эволюционные и синергетические закономерности.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Varlamov, D. I. (2019). Процесс академизации русского народного инструментального искусства. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 29–37. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.029-037
Раздел
Культурное наследие в исторической оценке
Биография автора

Dmitri I. Varlamov, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Варламов Дмитрий Иванович, доктор искусствоведения, доктор педагогических
наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского
искусства и музыкальной педагогики

Библиографические ссылки

1. Varlamov D. I. Akademizatsiya i postakademicheskiy sindrom v muzykal'nom iskusstve i obrazovanii: monograficheskiy sbornik statey [Academization and the Post-Academic Syndrome in the Art of Music and Education: Monographic Compilation of Articles]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2016. 85 p.
2. Varlamov D. I. Akademizatsiya narodnogo instrumentalizma po-russki [Academization of Folk Instrumentalism in the Russian Style]. Sokhranenie natsional'nykh traditsiy v narodno-instrumental'nom iskusstve: problemy i perspektivy: mat. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Keeping National Traditions in the Art of Folk Instrumental music: Problems and Perspectives: Materials of All-Russian Scholarly Conference]. Moscow, 2017, pp. 9–14.
3. Varlamov D. I. Prostranstvo i vremya Ivana Panitskogo [The Space and Time of Ivan Panitsky]. Varlamov D. I. Ontologiya iskusstva: izbrannye stat'i 2000–2010 [The Ontology of Art: Selected Articles 2000–2010]. Moscow: Kompozitor, 2011, pp. 241–246.
4. Varlamov D. I. Stanovlenie akademicheskoy traditsii v russkom narodno-instrumental'nom iskusstve XIX stoletiya: uchebnoye posobiye [The Formation of the Academic Tradition in the Art of Russian 19th Century Music: Textbook]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2010. 50 p.
5. Vasil'ev O. P. K voprosu ob akademizatsii bayana [Concerning the Question of Academization of the Bayan]. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodiki sovremennogo muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya: sb. nauch. tr. [Topical Issues of History, Theory and Methodology of the Present- Day Art of Music: Compilation of Articles]. Orenburg State L. and M. Rostropovich Institute of the Arts; Orenburg State University. Issue 4. Orenburg, 2008, pp. 152–156.
6. Gorbachev A. A. Pro to, blagodarya chemu my, nesmotrya ni na chto [About That Because of Which We, Despite Everything]. Narodnik: informatsionnyy byulleten' [Folklorist: Informative Bulletin]. 2000. No. 2, pp. 14–16.
7. Davydov N. A. Akademicheskomu narodno-instrumental'nomu iskusstvu – 60 [The Art of Academic Folk Instrumental Music is 60 Years Old]. Narodnik: informatsionnyy byulleten' [Folklorist: Informative Bulletin]. 1998. No. 2, pp. 9–12.
8. Imkhanitskiy M. I. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [The History of Performance on Russian Folk Instruments]. Moscow: Publishing House of the Gnesins’ Russian Academy of Music, 2002. 351 p.
9. Speshilova O. I. Osobennosti razvitiya akkordeonnogo iskusstva v Rossii: avtorf. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Specific Features of the Development of the Art of the Accordion in Russia: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 2006. 22 p.
10. Khaken G. Sinergetika [Haken H. Synergy]. Moscow: Mir, 1980. 406 p.
11. Balalaika.org.ru. Vse o Russkoy balalayke [Everything about the Russian Balalaika]. URL: http://balalaika.org.ru/peoples-necheporenko.htm (15.03.2019).
12. Eggebrecht H. H. Opusmusik. Schweizerische Musikzeitung. 1975. Nu. 1, S. 2–11.