Формирование креативной компетентности в процессе обучения на основе интегративного курса «Хоровой театр»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Актуальность темы статьи обусловлена задачами современного музыкального образования в подготовке
профессиональных кадров, обладающих креативной компетентностью. Разработка инновационных
интегративных курсов, формирующих у будущих специалистов-музыкантов данное профессиональное
качество в процессе обучения в вузе, приобретает особое значение. Цель исследования – выявить
потенциал интегративного курса «Хоровой театр» в формировании креативной компетентности студента-
хормейстера. Анализ научных трудов позволил авторам определить понятие «креативная компетентность
музыканта» как умение создавать ситуацию творческого успеха, продуктивно решать нестандартные
профессиональные задачи, достигая при этом максимальной эффективности. В статье представлены
результаты экспериментальной работы, которая проводилась методами нарративного интервью, наблюдения
и экспертной оценки, а также изучения опыта реализации интегративного курса «Хоровой театр» в цикле
специальных дисциплин для дирижёров-хормейстеров. Исследование показывает высокий педагогический
потенциал активного взаимодействия студентов и преподавателей в работе над проектами данного курса.
Очевидно, что совместная деятельность развивает навыки командной работы и предельно стимулирует
творческую активность участников. В качестве примера проектной деятельности авторы выделяют спектакль
«Пообещайте мне любовь…».
Ключевые слова: компетентность, креативная компетентность, хоровой театр, интегративный курс,
профессиональное образование.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bryakova I. E. Gotovnost' studentov k razvitiyu tvorcheskikh sposobnostey uchenikov kak aspect formirovaniya kreativnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley-slovesnikov [The Readiness of Students to Develop Creative Abilities of Pupils as an Aspect of the Formation of Creative Competence of Future Philology Teachers]. Orenburg: Publishing House of the Orenburg State Pedagogical University, 2008. 188 p.
3. Volkov A. E., Kuz'minov Ya. I., Remorenko I. M., Rudnik B. L., Frumin I. D., Yakobson L. I. Rossiyskoe obrazovanie – 2020: model' obrazovaniya dlya innovatsionnoy ekonomiki [Russian Education – 2020: The Model of Education for Innovative Economy]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. 2008. No. 1, pp. 32–64.
4. Grinev S. S. About Development of Opera Production of Contemporary Musical Theater. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 3, pp. 114–119. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.3.114-119.
5. Kireyeva N. Yu. Creative Artistic Activity of Personality and Student-Centered Education. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No.1, pp. 174–182. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.174-182.
6. Kireyeva N. Yu. Khorovaya teatralizatsiya: kommunikativnye aspekty: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Choral Theatricalization: Communicative Aspects: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2010. 25 p.
7. Kiseyeva E. V. Multimedia Performance as a Form of Presentation of the Art of Music and Choreography in the Second Half of the 20th Century. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 50–55. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.050-055.
8. Morozov A. V. Formirovanie kreativnosti prepodavatelya vysshey shkoly v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: dis. … d-ra ped. nauk [The Formation of Creativity of the Teacher of Higher Educational Institution in the System of Continuous Education: Dissertation for the Degree of Doctor of Pedagogy]. Moscow, 2004. 445 p.
9. Nafieva A. G. Kreativnaya kompetentnost' pedagoga: teoreticheskiy aspekt [Creative Competence of the Pedagogue: The Theoretical Aspect]. Molodezh' i nauka: real'nost' i budushchee: materialy III mezhdunar. nauch.- prakt. konf. V 6 t. T. 1: Kul'turologiya. Pedagogika [Youth and Science: Reality and Future: Proceedings of the 3rd International Scholarly and Practical Conference. In 6 vol. Vol. 1: Culturology. Pedagogy]. Editorial board by V. A. Kuzmishchev and others. Nevinnomyssk, 2010, pp. 315– 319.
10. Ovchinnikova T. K. Khorovoy teatr v sovremennoy otechestvennoy muzykal'noy kul'ture: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Choral Theater in Modern Russian Musical Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2009. 30 p.
11. Suprunenko G. V., Khorovoy teatr kak zhanr “vzaimodeystvuyushchey” muzyki i ego voploshchenie v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov na rubezhe XX–XXI vekov: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Choral Theater as a Genre of “Interacting” Music and its Manifestations in the Works of Russian Composers at the Turn of the 20th and 21st Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Nizhny Novgorod, 2012. 24 p.
12. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy [Technology of Projecting Crucial and Subject-Related Competencies]. Eydos: Internet-zhurnal. 2005. December, 12 [Eidos: Internet Journal]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (07.01.2019).
13. Shorokhova I. V. Integrativnyy kurs «Khorovoy teatr» kak innovatsionnaya forma sovremennogo rossiyskogo khorovogo obrazovaniya [The Integrative Course “Choral Theater” as an Innovative Form of Contemporary Russian Choral Education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2018. No. 42, pp. 75–83.