Орган в казахской музыкальной культуре: этапы истории

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Tatiana V. Kharlamova

Аннотация

ХХ век в истории культуры Казахстана ознаменовался рядом знаковых событий, сформировавших её
современный облик, в числе которых – зарождение академической музыкальной традиции, основанной на
синтезе европейского и национального. В данной статье прослеживается история формирования органной
культуры в Казахстане. Инструменту, взращённому в лоне западной церкви и не имеющему корней
в казахской художественной практике, предстояло пройти сложный путь развития. Обосновываются три
этапа, для каждого из которых характерны определённые признаки. Так, первый этап – ознакомительный
– связан с освоением нового для казахов европейского инструмента, а также жанров и форм, присущих
органной музыке. Второй этап – это расцвет композиторского творчества и органного исполнительства
в Казахстане. Третий этап определяется расширением диапазона семантических свойств произведений для
органа, отражающих сакральную близость казахскому инструментарию. Специфика казахской органной
музыки, в основе которой лежит органичное слияние академического и фольклорного опыта, проявляется
на нескольких уровнях: образность, жанровая сфера, инструментарий, тематизм, формообразование.
Характерные особенности каждого из них рассматриваются на примере показательных для своего времени
сочинений.

Ключевые слова: орган, органное исполнительство, традиционная культура казахов, композиторское
творчество, жанровый синтез, казахская музыкальная культура.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kharlamova, T. V. (2019). Орган в казахской музыкальной культуре: этапы истории. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 123–128. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.123-128
Раздел
Национальные музыкальные культуры (Казахстан)
Биография автора

Tatiana V. Kharlamova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Харламова Татьяна Валерьевна, аспирантка кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Bayakhunov B. Ya. V tvorcheskoy masterskoy [In the Creative Workshop]. Kompozitory Kazakhstana. T. 1 [The Composers of Kazakhstan. Vol. 1]. Comp. by N. S. Ketegenova. Almaty, 2012, pp. 328–359.
2. Garipova N. F. Interpretation of Folk Musical Traditions in the Compositional Technique of Bashkir Composers (on the Example of Rafail Kasimov’s Piano Piece “908”). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 160–166. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.160-166.
3. Dzhumakova U. R. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920–1980-kh godov [The Musical Legacy of the Composers of Kazakhstan 1920–1980s]. Problemy istorii, smysla i tsennosti [The Issues of History, Meaning and Value]. Astana: Foliant, 2003. 232 p.
4. Zhubanova G. A. Mir moy – Muzyka. V 2 t. T. 1: Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World – Music. In 2 Vol. Vol. 1: Articles, Essays, Memories]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty: Bilim, 1997. 210 p.
5. Zhubanova G. A. Mir moy – Muzyka. V 2 t. T. 2: Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World – Music. In 2 Vol. Vol. 1: Articles, Essays, Memories]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty: Bilim, 1997. 262 p.
6. Latyshova L. V. O preemstvennosti ispolnitel'skikh traditsiy v organnom iskusstve Kazakhstana (1967–2000) [On the Continuity of Performing Traditions in the Art of Organ Performance in Kazakhstan (1967–2000)]. Evraziyskiy soyuz uchenykh [The Eurasian Scientists’ Union]. 2015. No. 17. URL: http://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/o-preemstvennosti-ispolnitelskix-tradicij-v-organnom-iskusstve-kazaxstana-1967-2000-gody/ (20.01.2019).
7. Latyshova L. V. Stanovleniye organnogo ispolnitel'skogo iskusstva v Kazakhstane [The Formation of the Art of Organ Performance in Kazakhstan]. Organnoe soobshchestvo Principal [“Principal” Organ Community]. 2014. 26.05. URL: http://principal.su/stanovlenie-organnogo-ispolnitelskogo-iskusstva-v-kazahstane/ (20.01.2019).
8. Nedlina V. E. Puti razvitiya muzykal'noy kul'tury Kazakhstana na rubezhe XX–XXI stoletiy: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Paths of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th and the 21st Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2017. 344 p.
9. Nusupova A. S. Nusipzhanova N. N. «Goluboy minaret» Serika Erkimbekova: obrazno-khudozhestvennaya kontseptsiya [“Blue Minaret” by Serik Yerkimbekov: Figurative and Artistic Conception]. Mysl' [Thought]. 2014. November, 17. URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=4358 (19.01.2019).
10. Tebenikhin V. I. Karasayeva A. Zh. Metodicheskiye zametki ob organnom tvorchestve I. S. Bakha (voprosy interpretatsii) [Methodical Notes of the J. S. Bach’s Legacy of Organ Music (Questions of Interpretation)]. Problemy metodiki prepodavaniya i ispolnitel'stva: sb. tr. [Issues of Methodology of Teaching and Performance: Compilacion of Works]. Issue 1. Alma-Ata, 1989, pp. 3–45.