Орган в казахской музыкальной культуре: этапы истории
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
ХХ век в истории культуры Казахстана ознаменовался рядом знаковых событий, сформировавших её
современный облик, в числе которых – зарождение академической музыкальной традиции, основанной на
синтезе европейского и национального. В данной статье прослеживается история формирования органной
культуры в Казахстане. Инструменту, взращённому в лоне западной церкви и не имеющему корней
в казахской художественной практике, предстояло пройти сложный путь развития. Обосновываются три
этапа, для каждого из которых характерны определённые признаки. Так, первый этап – ознакомительный
– связан с освоением нового для казахов европейского инструмента, а также жанров и форм, присущих
органной музыке. Второй этап – это расцвет композиторского творчества и органного исполнительства
в Казахстане. Третий этап определяется расширением диапазона семантических свойств произведений для
органа, отражающих сакральную близость казахскому инструментарию. Специфика казахской органной
музыки, в основе которой лежит органичное слияние академического и фольклорного опыта, проявляется
на нескольких уровнях: образность, жанровая сфера, инструментарий, тематизм, формообразование.
Характерные особенности каждого из них рассматриваются на примере показательных для своего времени
сочинений.
Ключевые слова: орган, органное исполнительство, традиционная культура казахов, композиторское
творчество, жанровый синтез, казахская музыкальная культура.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Garipova N. F. Interpretation of Folk Musical Traditions in the Compositional Technique of Bashkir Composers (on the Example of Rafail Kasimov’s Piano Piece “908”). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 160–166. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.160-166.
3. Dzhumakova U. R. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920–1980-kh godov [The Musical Legacy of the Composers of Kazakhstan 1920–1980s]. Problemy istorii, smysla i tsennosti [The Issues of History, Meaning and Value]. Astana: Foliant, 2003. 232 p.
4. Zhubanova G. A. Mir moy – Muzyka. V 2 t. T. 1: Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World – Music. In 2 Vol. Vol. 1: Articles, Essays, Memories]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty: Bilim, 1997. 210 p.
5. Zhubanova G. A. Mir moy – Muzyka. V 2 t. T. 2: Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World – Music. In 2 Vol. Vol. 1: Articles, Essays, Memories]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty: Bilim, 1997. 262 p.
6. Latyshova L. V. O preemstvennosti ispolnitel'skikh traditsiy v organnom iskusstve Kazakhstana (1967–2000) [On the Continuity of Performing Traditions in the Art of Organ Performance in Kazakhstan (1967–2000)]. Evraziyskiy soyuz uchenykh [The Eurasian Scientists’ Union]. 2015. No. 17. URL: http://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/o-preemstvennosti-ispolnitelskix-tradicij-v-organnom-iskusstve-kazaxstana-1967-2000-gody/ (20.01.2019).
7. Latyshova L. V. Stanovleniye organnogo ispolnitel'skogo iskusstva v Kazakhstane [The Formation of the Art of Organ Performance in Kazakhstan]. Organnoe soobshchestvo Principal [“Principal” Organ Community]. 2014. 26.05. URL: http://principal.su/stanovlenie-organnogo-ispolnitelskogo-iskusstva-v-kazahstane/ (20.01.2019).
8. Nedlina V. E. Puti razvitiya muzykal'noy kul'tury Kazakhstana na rubezhe XX–XXI stoletiy: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Paths of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th and the 21st Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2017. 344 p.
9. Nusupova A. S. Nusipzhanova N. N. «Goluboy minaret» Serika Erkimbekova: obrazno-khudozhestvennaya kontseptsiya [“Blue Minaret” by Serik Yerkimbekov: Figurative and Artistic Conception]. Mysl' [Thought]. 2014. November, 17. URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=4358 (19.01.2019).
10. Tebenikhin V. I. Karasayeva A. Zh. Metodicheskiye zametki ob organnom tvorchestve I. S. Bakha (voprosy interpretatsii) [Methodical Notes of the J. S. Bach’s Legacy of Organ Music (Questions of Interpretation)]. Problemy metodiki prepodavaniya i ispolnitel'stva: sb. tr. [Issues of Methodology of Teaching and Performance: Compilacion of Works]. Issue 1. Alma-Ata, 1989, pp. 3–45.