Коллективное творчество и авторство в опере: исторический опыт музыкальной культуры Казахстана

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Umitzhan R. Dzhumakova
Saule K. Musakhodzhaeva

Аннотация

В статье рассматриваются явления коллективного творчества и авторства в истории казахской оперы (1934–2018) в их связи с общими процессами развития оперного искусства. Коллективное творчество показано как объективное свойство в процессе создания и исполнения музыкально-сценического произведения. Определяются пять факторов, воздействующих на проявление коллективного авторства в реальной и скрытой форме: исторический, профессиональный, духовно-нравственный, биографический, культурологический. Доказывается, что соавторство, к которому, по традиции, сложилось негативное отношение, играло важную роль на разных этапах развития жанра. Значение коллективного авторства в опере обусловлено спецификой музыкального искусства как творчества коллективной природы и существованием её в контексте развивающейся культуры.

Ключевые слова: казахская опера, музыкальная культура Казахстана, коллективное творчество, коллективное авторство, постановка, редакция.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Dzhumakova, U. R., & Musakhodzhaeva, S. K. (2019). Коллективное творчество и авторство в опере: исторический опыт музыкальной культуры Казахстана. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 115–122. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.115-122
Раздел
Национальные музыкальные культуры (Казахстан)
Биографии авторов

Umitzhan R. Dzhumakova, Казахский национальный университет искусств

Джумакова Умитжан Рахметулловна, доктор искусствоведения, профессор кафедры
музыковедения и композиции

Saule K. Musakhodzhaeva, Казахский национальный университет искусств

Мусаходжаева Сауле Карасаевна, магистр искусствоведения, преподаватель кафедры
музыковедения и композиции

Библиографические ссылки

1. Brusilovskiy E. G. Pyat' tetradey [Five Notebooks]. Prostor: literaturno-khudozhestvennyy zhurnal [Vastness: Literary-Artistic Magazine]. 1997. No. 9, pp. 50–75.
2. Brusilovskiy E. G. Pyat' tetradey [Five Notebooks]. Prostor: literaturno-khudozhestvennyy zhurnal [Vastness: Literary-Artistic Magazine]. 1997. No. 10, pp. 86–113.
3. Bulycheva A. V. Kollektivnaya opera-balet «Mlada» (1872): pervyy vykhod v svet [The Collective Opera- Ballet “Mlada” (1872): The First Presentation]. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 106–110.
4. Dzhumakova U. R. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920–1980-kh godov: problemy istorii, smysla i tsennosti [The Musical Legacy of Composers of Kazakhstan from the 1920s to the 1980s: Issues of History, Meaning and Values]. Astana: Foliant, 2003. 232 p.
5. Zhubanova G. A. Prem'era opery «Kurmangazy» [Premiere of the Opera “Kurmangazy”]. Mir moy – Muzyka. V 2 t. T. 2: Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World – Music. In 2 Vol. Vol. 2: Articles, Essays, Memories]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty, 1997, pp. 33–47.
6. Istoriya muzyki narodov SSSR. T. 2 [The History of Music of the Peoples of the USSR. Vol. 2]. Ed. by Yu. V. Keldysh. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1976. 524 p.
7. Ketegenova N. S. Akademik A. Zhubanov. U istokov professional'noy deyatel'nosti [Academician A. Zhubanov. At the Origins of Professional Activity]. Akhmet Zhubanov: sb. st. [Akhmet Zhubanov: Collection of Articles]. Ed. by N. S. Ketegenova. Almaty, 2006, pp. 12–28.
8. Podguzova M. M. «Pishu ya partituru sovershenno zanovo», ili Neizvestnye obstoyatel'stva odnoy opernoy postanovki (ob opere «Emel'yan Pugachev» M. V. Kovalya v orkestrovke D. R. Rogal'-Levitskogo) [“I Write the Score Completely Anew”, or, the Unknown Circumstances of an Opera Performance (About the Opera “Emelyan Pugachev” by M. V. Koval in Orchestration by D. R. Rogal-Levitsky)]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2011. No. 1, pp. 105–109.
9. Rimskiy-Korsakov N. A. Letopis' moey muzykal'noy zhizni [Chronicle of My Musical Life]. Moscow: Soglasie, 2004. 608 p.
10. Sinel'nikova O. V. The Practice of Collective Activity of Composers in the Musical Art of Postmodernism. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 47–51. (In Russ.)
11. Timofeev Ya. I. Stravinskiy i «Khovanshchina» v redaktsii Dyagileva: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Stravinsky and “Khovanshchina” as Amended by Dyagilev: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2013. 180 p.
12. Сarter T. Jacopo Peri (1561–1633): Aspects of his Life and Works. Proceeding of the Royal Musical Association. 1978. Vol. 105, pp. 50–62.
13. Gaub A. Critical Report. Mlada (1872). Scenes from a Collaborative Opera-Ballet by César Cui, Modest Musorgskii, Nikolai Rimskii-Korsakov, and Aleksandr Borodin. Edited by Albrecht Gaub. Middleton, USA: A-R Editions, 2016, pp. 275–316.
14. Uvietta M. “E l’ora della prova”: Berio’s Finale for Puccini’s “Turandot”. Cambridge Opera Journal. 2004. Vol. 16, Issue 2, pp. 187–238.
15. Wild N., Charlton D. Theater de l’Opera-Comique Paris: repertoire 1762–1972. Sprimont, Belgium: Editions Mardaga, 2005. 280 p.