Музыка кино в аспекте стилевого моделирования
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается музыка кино с точки зрения стилевого моделирования как техники композиции
в киномузыке. На уровне музыкального тематизма это предполагает свободный подход в работе с цитатным
материалом, реализованным через стилизацию или аллюзию. Композиционный уровень структурируется
посредством компилятивного (полистилистичного) способа организации музыкального ряда через
сопоставление цитатного материала. Работа с точными и аранжированными цитатами рассматривается
в аспекте композиторской техники, режиссёрской индивидуальности и жанровой специфики фильмов.
Вскрывается видеоконтекст появления цитат классической музыки, целесообразность их введения, этичность
соединения известных произведений классиков с видеорядом, диссонирующим с первичным содержанием
музыки. Анализируется процесс создания саундтрека фильма и мера авторского волеизъявления в обработке и
реинтерпретации тем композиторов-классиков.
Задействована методология целостного и стилевого анализа, традиционного в российском музыкознании, и
методы исследования с привлечением специального инструментария изучения музыки в структуре медиатекста,
разработанного Т. Ф. Шак. Суть метода заключается в отказе от анализа традиционного нотного текста и
замене его на аудиовизуальную форму с комплексным рассмотрением музыки в совокупности с визуальной и
вербальной составляющей и с учётом контекста, в котором она существует. Предлагаемый подход к анализу
основан на знании специфики прикладной музыки: её дискретности, вторичности, многофункциональности,
компилятивности, контекстности, зависимости от монтажного ритма и подчинённости видеоряду.
Ключевые слова: музыка кино, цитата, аллюзия, стилизация, режиссёр, кинокомпозитор, стилевое
моделирование.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Denisov A. V. Mezhtekstovye vzaimodeystviya v muzyke – semioticheskiy aspekt [Intertextual Interactions in Music – A Semiotic Aspect]. Muzykal'naya semiotika: puti i perspektivy razvitiya: sb. st. po materialam Vtoroy mezhdunar. nauchn. konf. 13–14 noyabrya 2008 g. [Musical Semiotics: The Ways and Prospects of Development: Compilation of Articles on the Materials of the Second International Scholarly Conference. November 13–14, 2008]. Ed. by L. V. Savina. Astrakhan, 2008, pp. 30–34.
3. Kuz'menkova O. V. Stilevoe modelirovanie v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov 70–90-kh godov XX veka: simfonicheskaya i instrumental'naya muzyka: dis.… kand. iskusstvovedeniya [Stylistic Modeling in the Works of Russian Composers of the Time Period Between the 1970s and the 1990s: Symphonic and Instrumental Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2004. 190 p.
4. Lotman Yu. M. Yazyk kino i problemy kinosemiotiki [The Language of the Cinema and the Issues of Film Semiotics]. Kinovedcheskie zapiski [Cinema Studies Notes]. 1988. No. 2, pp. 131–150.
5. Frolov S. V. «Pikovaya dama» Chaykovskogo. Neuchtennaya fenomenologiya [“The Queen of Spades” by Tchaikovsky. Unaccounted Phenomenology]. Frolov S. V. Chaykovskiy: muzykal'no-istoricheskie etyudy: sb. st. [Tchaikovsky: Musical and Historical Studies: Compilation of Articles]. Issue 2. Tambov, 2015, pp. 91–105.
6. Frolov S. V. Traurno-elegicheskiy intonatsionnyy kompleks v pervoy kartine opery P. I. Chaykovskogo «Evgeniy Onegin» [The Mourning-Elegiac Intonational Complex in the First Scene of the Opera by P. Tchaikovsky “Eugene Onegin”]. Frolov S. V. Chaykovskiy: muzykal'no-istoricheskie etyudy: sb. st. [Tchaikovsky: Musical and Historical Studies: Compilation of Articles]. Issue 2. Tambov, 2015, pp. 20–35.
7. Khvatova S. I. Metodologicheskie podkhody k analizu muzyki kino: o rabote po stilevym modelyam [Methodological Approaches to the Analysis of Cinema Music: on the Work on Style Models]. Muzyka v prostranstve mediakul'tury: sb. st. po materialam Pyatoy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 17 aprelya 2018 goda [Music in the Space of Media Culture: Compilation of Articles on the Materials of the Fifth International Scholarly-Practical Conference. April 17, 2018.]. Krasnodar, 2018, pp. 7–9.
8. Shak T. F. Muzyka v strukture mediateksta. Na materiale khudozhestvennogo i animatsionnogo kino [Music in the Structure of the Media Text. On the Material of Artistic and Animated Film]. 2nd Edition, Supplemented. St. Petersburg: Lan': Planeta muzyki, 2017. 384 p.
9. Shak T. F. O smyslovom mnogoobrazii tsitat v muzyke kino [On the Semantic Diversity of Quotations in Film Music]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst: sb. st. po materialam mezhdunar. nauch. konf. [In the Space of Meanings: Text and Intertext: Collection of Articles on the Materials of the International Scholarly Conference]. Petrоzavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2016, pp. 412–421.
10. Shak T. F., Semchenkova A. V. Muzykal'naya tsitata v strukture mediateksta: napravleniya analiza [The Musical Quotation in the Structure of the Media Text: Directions of Analysis]. Vestnik Adygeyskogo gos. un-ta. Seriya «Filologiya i iskusstvovedenie» [Herald of the Adygei State University. “Philology and Art History” Series]. Issue 2 (58). Maikop, 2010, pp. 217–224.
11. Shevlyakov E. G. Neoklassitsizm i otechestvennaya muzyka 60–80 godov [Neoclassicism and Russian Music Between the 1960s and the 1980s]. Ed. by A. M. Zuker; North Caucasus Higher School Research Center, Rostov State S. V. Rakhmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don: Publishing House of the Rostov Pedagogical Institute, 1992. 157 p.