О некоторых общих композиционных приёмах в произведениях санкт-петербургских классиков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена анализу общих композиционных приёмов в «Симфонии псалмов» Игоря Стравинского,
кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева и Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Особенности
объектно-изобразительного творческого метода санкт-петербургских классиков рассмотрены на основе
понятийной пары «морфема-морф». Дана характеристика морфеме события и её морфа молитвенного ритуала
в крайних частях «Симфонии псалмов». Проведено сравнение морфа молитвенного ритуала с морфом
вражеского нашествия в «Ледовом побоище» из кантаты «Александр Невский», в эпизоде нашествия
I части Седьмой симфонии. Текстовая реализация морфемы среды в виде морфа тевтонского ига прослежена
в «Крестоносцах во Пскове» из «Александра Невского».
Выявлены мелодические, ритмические, фактурные средства морфной реализации морфем пространства,
движения, диссонанса, Януса. Обнаружены общие приёмы хорового и оркестрового письма, сходства в
мелодике и ритмике, сближающие три шедевра музыкальной культуры ХХ века.
Ключевые слова: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, «Симфония псалмов»,
кантата «Александр Невский», Седьмая симфония, морфологический анализ, морф и морфема в музыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alfeevskaya G. S. O «Simfonii psalmov» Stravinskogo (k probleme «neoklassitsizma») [About Stravinsky’s Symphony of Psalms (Toward the Problem of “Neoclassicism”)]. I. F. Stravinskiy: stat'i i materialy [I. F. Stravinsky: Articles and Materials]. Comp. by L. S. Dyachkova; Ed. by B. M. Yarustovskiy. Moscow, 1973, pp. 250–276.
3. Val'kova V. B. Muzykal'nyy tematizm – myshlenie – kul'tura: monografiya [Musical Thematicism – Thought – Culture: A Monograph]. Nizhniy Novgorod: Publishing house of Nizhny Novgorod University, 1992. 163 p.
4. Gerver L. L. «Simfoniya psalmov» Stravinskogo kak «Pesn' stepéney» [Stravinsky’s Symphony of Psalms as a “Song of Degrees”]. Nauchnyy Vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2016. No. 3 (26), pp. 149–159.
5. Glivinskiy V. K voprosu o morfologicheskom analize muzyki Stravinskogo [Towards a Morphological Analysis of Stravinsky’s Music]. Musicus. 2018. No. 1 (53), pp. 25–30.
6. Glivinskiy V. K voprosu o morfologicheskom analize muzyki Stravinskogo [Towards a Morphological Analysis of Stravinsky’s Music]. Musicus. 2018. No. 2 (54), pp. 34–39.
7. Glivinskiy V. Peterburgskiy mif i ego rol' v tvorcheskoy evolyutsii I. F. Stravinskogo [The St. Petersburg Myth and its Role in the Creative Evolution of I. F. Stravinsky]. Muzikoznavchi studії: Zbіrnik naukovykh prats' [Musical Studies: Collected Scholarly Works]. Issue 9. Lutsk, 2012, pp. 6–46.
8. Glivinskiy V. V. Elementy stilistiki barokko v muzykal'nom yazyke I. F. Stravinskogo: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Elements of the Baroque Stylistic in the Musical Language of I. F. Stravinsky: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1989. 201 p.
9. Danilevich L. V. D. Shostakovich [D. Shostakovich]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1958. 196 p.
10. Krivtsova E. V. Prokofiev i Shostakovich: «Memuarnoe prikosnovenie» [Prokofiev and Shostakovich: A “Memorial Touch”]. Shostakovich – Urtext [Shostakovich – Urtext]. Ed. by M. P. Rakhmanova. Moscow, 2006, pp. 105–124.
11. Manulkina O. B. Stravinskiy. Perekrestki [Stravinsky. Intersections]. Shostakovich v Leningradskoy konservatorii [Shostakovich in the Leningrad Conservatory]. Vol. 3. Project author and comp. by L. G. Kovnatskaya. St. Petersburg, 2013, pp. 359–365.
12. Orlov G. A. Simfonii Shostakovicha [Shostakovich’s Symphonies]. Leningrad: Muzgiz, 1961. 324 p.
13. Prokofiev S., Myaskovskiy N. Perepiska [Correspondence]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 600 p.
14. Prokofiev o Prokofieve: stat'i, interv'yu [Prokofiev About Prokofiev: Articles and Interviews]. Comp. by V. P. Varunts. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1991. 286 p.
15. Sabinina M. D. Shostakovich – simfonist [D. Shostakovich – The Symphonist]. Moscow: Muzyka, 1976. 477 p.
16. Glivinsky V. & Fedoseyev I. The Creative Archetypes of the Classic Composers’ Schools. European Journal of Arts. 2016. Vol. 3, pp. 24–31.
17. Glivinsky V. & Fedoseyev I. The St. Petersburg Classic School: Myth or Reality? European Journal of Arts. 2016. Vol. 1, pp. 14–20.
18. Kerr M. Prokofiev and His Cymbals. The Musical Times. Oct., 1994. Vol. 135, No. 1820, pp. 608–609.
19. Stravinsky I. & Craft R. Dialogues and A Diary. DOUBLEDAY & COMPANY, INC.: Garden City, New York, 1963. 280 p.