От регионального отделения Императорского Русского музыкального общества к консерватории: становление профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена изучению основных этапов формирования традиции профессионального музыкального
образования в Нижнем Новгороде. Определяются ключевые факторы, обусловившие учреждение в 1873
году Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и обозначившие
направления его деятельности. Освещены принципиальные особенности создания в 1907 году Музыкального
училища в городе, просветительской деятельности его сотрудников и учащихся. Выявлены наиболее значимые
предпосылки, а также аргументация необходимости открытия в 1946 году консерватории, ставшей современным
центром академической музыкальной культуры в регионе.
Опираясь на архивные источники, а также публикации последних лет, авторы приходят к выводам
о соединении закономерных и случайных факторов, определившем особенности становления нижегородского
музыкального просветительства. Аргументируется решающее значение в данном процессе сотрудничества
профессиональных музыкантов, музыкально одарённых нижегородцев, а также меценатов. Данное единство
оказалось определяющим не только в укреплении позиций в образовании, но и в активизации концертно-
просветительской, музыкально-критической и музыкально-научной сфер. В заключение обосновывается
необходимость дальнейшего поиска исторических свидетельств и их описания с целью реконструкции
целостной модели развития нижегородского музыкального образования.
Ключевые слова: Нижегородское отделение ИРМО, музыкальное училище, консерватория,
профессиональное музыкальное образование, музыкальное просветительство.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Berdnikova N. P., Kolesnikov V. S. “…Nizhegorodskoye otdeleniye IRMO bylo skromnoye nachinaniye nemnogikh lyubiteley iskusstva…” (K 140-letiyu so dnya osnovaniya) [“...The Nizhny Novgorod Section of the Imperial Russian Musical Society was a Modest Undertaking of a Small Number of Art Lovers...” (Towards the 140th Anniversary of Its Foundation)]. Russkoe muzykal'noe obshchestvo 1859–1917: Istoriya otdeleniy [The Russian Musical Society 1859–1917: History of the Sections]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2012, pp. 191–224.
3. Imena muzykal'noy epokhi: k 60-letiyu Nizhegorodskoy konservatorii [Names of the Musical Epoch: Towards the 60th Anniversary of the Nizhny Novgorod Conservatory]. Compiled and edited by T. B. Sidneva, B. S. Getselev. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Conservatory, 2007. 188 p.
4. Kirnoze Z. I. K istokam Nizhegorodskoy konservatorii: Vasiliy Yul'yevich Villuan (1850–1922) i Imperatorskoe Russkoe muzykal'noe obshchestvo [Towards the Origins of the Nizhny Novgorod Conservatory: Vassily Yulievich Villuan (1850–1922) and the Imperial Russian Musical Society]. Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Topical Issues of Higher Musical Education]. 2018. No. 1 (47), pp. 18–23.
5. Kollar V. A. Muzykal'naya zhizn' Nizhnego Novgoroda – goroda Gor'kogo [The Musical Life of Nizhny Novgorod – the City of Gorky]. Gorky: Volga-Vyatka book publishing house, 1976. 176 p.
6. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
7. Kuzina O. P. Nikolay Grigor'yevich Rubinshteyn: zhizn', dela, sovremenniki [Nikolai Grigoryevich Rubinstein: Life, Affairs, Contemporaries]. Nikolay Rubinshteyn i yego vremya: al'bom (K 150-letiyu Moskovskoy konservatorii) [Nikolai Rubinstein and His Time: Album (Towards the 150th Anniversary of the Moscow Conservatory)]. Edited and compiled by M. D. Sokolova. Moscow, 2002, pp. 4–43.
8. Nizhegorodskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) imeni M. I. Glinki (1946–2011) [Glinka Nizhny Novgorod State Conservatory (Academy)]. Editor-in-chief J. Groisman. Nizhny Novgorod: Decom, 2013. 208 p.
9. Poluektova N. N. Deyateli muzykal'nogo prosveshcheniya v Nizhnem Novgorode [Public Figures of Musical Enlightenment in Nizhny Novgorod]. Iz muzykal'nogo proshlogo [From the Musical Past]. Edited and compiled by B. S. Shteynpress. Issue 2. Moscow, 1965, pp. 141–177.
10. Russkoe muzykal'noe obshchestvo 1859–1917: Istoriya otdeleniy [The Russian Musical Society 1859–1917: History of the Sections]. Editorial, introductory article by O. R. Glushkova. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2012. 536 p.
11. Skryabin A. N. Pis'ma [Letters]. Edited and compiled by A. V. Kashperov. Moscow: Muzyka, 2003. 736 p.
12. Gorodilova M., Korobova A., Polotskaya E., Shabalina L. First Conservatoire in the Urals: From the History of Russian Musical Education. Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017). January, 2018, pp. 345–349. DOI:10.2991/icassee-17.2018.78.
13. Sargeant L. M. A New Class of People: The Conservatoire and Musical Professionalization in Russia, 1861– 1917. Music & Letters. 2004. Vol. 85, No. 1, pp. 41–61.