Четвёртая симфония М. Д. Смирнова. По прочтении романа А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
зитора Михаила Дмитриевича Смирнова (1929–2006). Соз-
данная под впечатлением произведения А. Солженицына,
симфония имеет авторский подзаголовок «По прочтении
романа А. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”». Написан-
ное в 1990 году, сочинение Смирнова стало одним из пер-
вых откликов на творчество писателя в музыке. В первой
части острота конфликтных столкновений образов доведена
до высочайшего уровня трагедии. Вторая часть – своеобраз-
ное Danse macabre. Третья часть близка инструментальному
реквиему. Как одну из главных стилистических особенно-
стей Четвёртой симфонии автор статьи выделяет опору на
древнейший фольклорный жанр – плач-причитание, вы-
ступающий символом народного страдания, горя. Компо-
зитор развивает в симфонии интонационно-тематический
комплекс плача, используя метод жанровой трансформации.
Тем самым достигается высокая степень обобщения траги-
ческого содержания.
Ключевые слова: композиторы России, Михаил Смир-
нов, симфония, плач-причитание
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Grigor’eva G. Muzykal’nye formy XX veka: uchebnoe posobie k kursu «Analiz muzykal’nykh proizvedeniy» [20th Century Musical Forms: a Tutorial Manual for the Course “Analysis of Musical Compositions”]. Moscow: VLADOS, 2004. 175 p.
3. Vasina-Grossman V. Muzyka i poeticheskoe slovo. Ch. 1. Ritmika [Music and the Poetical Word. Part 1. Rhythm]. Moscow: Muzyka Press, 1972. 150 p.
4. Kazantseva L. Osnovy teorii muzykal’nogo soderzhaniya: uchebnoe posobie [The Fundamentals of the Theory of Musical Content: a Tutorial Manual]. Astrakhan: Fakel, 2001. 368 p.
5. Mazel’ L., Tsukkerman V. Analiz muzykal’nykh proizvedeniy [Analysis of Musical Compositions]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 750 p.
6. Sabinina M. Shostakovich-simfonist. Dramaturgiya, estetika, stil’ [Shostakovich the Symphonist. Dramaturgy, Aesthetics, Style]. Moscow: Muzyka, 1976. 465 p.
7. Sinetskaya T. Kompozitory Yuzhnogo Urala [Composers of the Southern Urals]. Chelyabinsk: Dom Pechati, 2003. 352 p.
8. Kholopov Yu. Muzykal’nye formy klassicheskoy traditsii: stat’I, materialy [Musical Forms of the Classical Tradition: Articles and Materials]. Edited and Compiled by T. Kyuregyan. Moscow: Moscow Conservatory, 2012. 564 p.
9. Kholopova V. Muzykal’nye emotsii [Musical Emotions]. Moscow: Moscow Conservatory, 2010. 348 p.
10. Kholopova V. Teoriya muzyki: melodika, ritmika, faktura, tematizm: uchebnoe posobie [Theory of Music: Melody, Rhythm, Texture, Thematicism: Textbook]. Second Edition. St. Petersburg: Lan, 2010. 368 p. (Uchebniki dlya vuzov. Spetsial’naya literatura) [Textbooks for Institutes of Higher Education. Specialized Literature].
11. Kholopova V. Formy muzykal’nykh proizvedeniy: uchebnoe posobie [Forms of Musical Compositions: Tutorial Manual]. Third Edition. St. Petersburg: Planet Music, 2006. 496 p. (Uchebnik dlya vuzov. Spetsial’naya literatura) [Textbooks for Institutes of Higher Education. Specialized Literature].
12. Tsukkerman V. Vyrazitel’nye sredstva liriki Chaykovskogo [The Expressive Means of Tchaikovsky’s Lyricism]. Moscow: Muzyka Press, 1971. 245 p.
13. Chernova T. Dramaturgiya v instrumental’noy muzyke [Dramaturgy in Instrumental Music]. Moscow: Muzyka Press, 1984. 144 p.