К вопросу о методе цитирования у Дебюсси на примере балета «Ящик с игрушками»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются сюжетные пересечения между балетами «Петрушка» Игоря Стравинского и «Ящик с игрушками» Клода Дебюсси в аспекте творческой полемики двух композиторов. Центром исследования становится выявление цитат, использованных в балете Дебюсси, и методы его работы
с заимствованным материалом. В «Ящике с игрушками» Дебюсси применяет три типа цитат. Это излюбленные композитором детские песенки, символизирующие для него мир детства, наивности и чистоты. Затем – мелодии из известных классических сочинений, а также цитаты из собственных опусов. Для композитора важна семантика «чужих» тем. Он вводит эти цитаты завуалированно, используя отдельный сегмент мелодии, искусно вкрапляет их в стилистику собственного языка, не стремясь к узнаваемости цитируемых мотивов. Самостоятельный смысловой уровень в балете образует ряд тем, выполняющих функции лейтмотивов. Их развитие и смысл близки вагнеровскому пониманию назначения лейтмотивов как самостоятельно действующих музыкальных «персонажей», призванных раскрывать подтексты сюжета и эмоционального настроения героев и тех или иных ситуаций. Приведённая классификация цитат даёт возможность сделать следующие выводы: «чужие» цитаты у Дебюсси играют изобразительно-иллюстративную роль, тогда как самоцитирование приобретает оттенок пародии.
Ключевые слова: Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, балет, «Ящик с игрушками», музыкальная цитата.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Debyussi K. Igry [Debussy, Claude. Jeux]. Stat'i. Retsenzii. Besedy [Articles. Reviews. Conversations]. Leningrad, 1964, pp. 198–200.
3. Debyussi K. Ot «Pelleasa» k «Galantnym prazdnestvam». Klod Debyussi govorit o svoikh teatral'nykh zamyslakh: beseda s zhurnalistom Morisom Montabre (Comoedia, 1 fevralya 1914) [Debussy Claude. From “Pelleas” to “Fêtes Gallantes.” Claude Debussy Speaks about His Theatrical Conceptions. Conversation with Journalist Maurice Montaubre (Comoedia, February 1, 1914)]. Stat'i. Retsenzii. Besedy [Articles. Reviews. Conversations]. Leningrad, 1964, pp. 235–237.
4. Debyussi K. Yashchik s igrushkami: balet dlya fortepiano [Debussy, Claude. Boîte à joujoux: Ballet for Piano]. Moscow: Muzyka, 1965. 52 p.
5. Kazantseva L. P. Tonality: the Semantic Aspect. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 78–83. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.078-083.
6. Krivitskaya E. D. «Bol'she v les my ne poydem». K voprosu o skrytoy simvolike v sochineniyakh K. Debyussi [“We will Not Go to the Forest Any More.” Concerning the Question of Hidden Symbolism in the Works of Claude Debussy]. Aktual'nyye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Topical Issues of Higher Musical Education]. Nizhny Novgorod, 2017. No. 3 (45), pp. 13–25.
7. Krivitskaya E. D. “Sonata, chego ty khochesh' ot menya?” Dialog epokh v pozdnem tvorchestve Debyussi [“Sonata, What do You Want from Me?” Dialogue of the Ages in the Late Works of Debussy]. Muzyka v dialoge kul'tur i tsivilizatsiy: sb. materialov mezhdunar. nauch. konf. k 70-letiyu Nizhegorodskoy gos. konservatorii im. M. I. Glinki [Music in the Dialogue of Cultures and Civilizations: Compilation of Materials of the International Scholarly Conference in Honor of the 70th Anniversary of the Nizhny-Novgorod State M. I. Glinka Conservatory]. Vol. 1. Nizhny Novgorod, 2017, pp. 43–53.
8. Imberty M. Émergence du temps et du sens chez Mallarmé et Debussy. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1 (2012), pp. 215–225.
9. Debussy C. Correspondance (1882–1918). Édition établie par François Lesure et Denis Herlin. Paris: Gallimard, 2005. 2334 p.
10. Debussy and His World. Jane F. Fulcher, ed. Princeton University Press, 2001. 396 p.
11. Orledge R. Another Look Inside Debussy’s “Toybox.” The Musical Times. 1976. Vol. 117, No. 1606, pp. 987–989.
12. Pasler J. Debussy the Man, His Music, and His Legacy: an Overview of Current Research. Notes. 2012. Vol. 69, No. 2, pp. 197–216.