Интерпретация иноязычных текстов в вокальных циклах Д. Смирнова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga V. Nikiforova

Аннотация

Автор статьи рассматривает двенадцать камерно-вокальных циклов, написанных Дмитрием Смирновым
с 1973 по 2017 год, на слова У. Шекспира, У. Блейка, С. Кольриджа, Дж. Джойса, К. Рейн, М. Басё, К. Иссы,
Ф. Гёльдерлина. Большая роль иноязычных циклов в творчестве Смирнова обусловлена тем, что в них
различными способами реализуется важнейшая для композитора проблема интерсемиотического перевода.
В статье анализируются лексические и семантические особенности поэтических текстов циклов,
звучащих на английском, японском и немецком языках, и влияние этих особенностей на выбор определённых
музыкально-выразительных средств и композиционных техник. Так, найдена параллель между вербальным и
музыкальным полиязычием, характеризуется воздействие лексико-семантического поля «природа» на широкое
использование звукоизобразительных, сонорных и алеаторных приёмов, отражение стремления поэтов
к мифотворчеству и символизму в применении визуальных знаков и элементов инструментального театра.
Важную роль в формировании особого пристрастия Смирнова к серийности сыграли занятия с Филиппом
Гершковичем – продолжателем традиций композиторов-нововенцев. В мелодике, способах работы с серийным
рядом, полифоничности, миниатюрности форм воплотилось влияние творчества Антона Веберна.

Ключевые слова: композитор Дмитрий Смирнов, вокальный цикл, полиязычие, серийность, модальность,
сонорика, звукоизобразительность, инструментальный театр, Уильям Блейк, Мацуо Басё.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Nikiforova, O. V. (2018). Интерпретация иноязычных текстов в вокальных циклах Д. Смирнова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 16–25. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.016-025
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Olga V. Nikiforova, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Никифорова Ольга Вячеславовна, преподаватель кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Demeshko G. A. A Portrait of the Composer in the Cross-Cultural Space of the 21st Century. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 7–14. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.007-014.
2. Dyakova N. Ya., Yakovleva G. V. Filosofsko-esteticheskie vozzreniya Semuelya Teylora Kol'ridzha [The Philosophical and Aesthetical Views of Samuel Taylor Coleridge]. Kol'ridzh S. T. Izbrannye trudy [Coleridge S. T. Selected Works]. Moscow, 1987, pp. 8–38.
3. Kazakova I. B. Neoplatonicheskaya kontseptsiya prirody v evropeyskoy literature Novogo vremeni: avtoref. dis. … d-ra filol. nauk [The Neoplatonic Conception of Nature in European Literature of the Early Modern Times: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Philology]. Nizhny Novgorod, 2011. 33 p.
4. Lavrova S. V., Shcherbak N. F. Vyrazimye i nevyrazimye elementy muzykal'nogo i literaturnogo yazykov: roman «Ada» Vladimira Nabokova i novaya muzyka [Expressed and Unexpressed Elements of Musical and Literary Languages: the Novel “Ada” by Vladimir Nabokov and New Music]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Bulletin of St. Petersburg University. History of Art]. 2015. No. 2, pp. 19–33.
5. Smirnov D. N. Nabroski k avtobiografii [Sketches to an Autobiography]. Muzykal'nyy zhurnal Evropeyskogo Severa [Music Journal of Northern Europe]. 2015. No. 1, pp. 45–120.
6. Falaleeva E. I. Poliyazychie v vokal'noy muzyke I. F. Stravinskogo: k postanovke problemy: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Poly-Lingual Space in the Vocal Music of Stravinsky: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2005. 24 p.
7. Kholopov Yu. N. Nashi v Anglii: Dmitriy Smirnov, Elena Firsova [Our Folks in England: Dmitry Smirnov, Elena Firsova]. Muzyka iz byvshego SSSR [Music from the Former USSR]. Moscow, 1996, No. 2, pp. 255–303.
8. Braginskaya N. Stravinsky’s First Steps on French Cultural Soil: The Enigma of the Original Verbal Text in the Two Poems of Verlaine. Sociocultural Crossing and Borders: Musical Microhistories. Vilnius, 2015, pp. 84–94.
9. Higgins P. Benjamin Britten: Text Setting as Cultural Custodian in Art Song. Maynooth, 2010. 460 p.
10. Lochhead J. Reconceiving Structure in Contemporary Music: New Tools in Music Theory and Analysis. New York: Routledge, 2016. 179 p.
11. Nedelcut N., Ghisa L. Interpretative and Compositional Connotations from a Musicological Perspective – Artes. Journal of Musicology. 2018. No. 17–18, pp. 136–150.
12. Rodgers S. The Fourth Dimension of a Song. Music Theory Spectrum. 2015. Vol. 37 (1), pp. 144–153.
13. Smirnov D. A Geometer of Sound Crystals: A Book on Philip Herschkowitz. Create Space Independent Publishing Platform, 2017. 276 p.
14. Snarrenberg R. On the Prosody of German Lyric Song. Journal of Music Theory. 2014. Vol. 58 (2), pp. 103–154.
15. Suurpää L. Death in Winterreise: Musico-Poetic Associations in Schubert’s Song Cycle. Bloomington: Indiana University Press, 2014. 224 p.