Стилевые особенности песенного фольклора Белгородско-Курского пограничья: локальный аспект
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Содержание статьи раскрывает музыкальную стилистику песен разных жанров локальной традиции села
Подольхи Прохоровского района Белгородской области как яркий пример традиционной песенной культуры
Белгородско-Курского Попселья (территория бассейна реки Псёл). Исследование выявило бытование
календарно-земледельческих песен (весенние, летние), для которых характерен узкий звуковой объём,
простейшая моторная ритмика, лаконичные композиционные структуры, гетерофонная фактура. Цельность
и архаичность народной песенности проявилась в широком распространении карагодов (разновидность
хоровода, движение по кругу с песней), танков (движение по кругу с песней, взявшись за руки), «ширинок»
(хороводы с полотенцами), самобытной формы «гульбы» (народное празднование), развитого мужского
хореографического начала «хозунов». Свадебные карагодные песни исполняются в быстром темпе под пляску,
имеют общую композиционную структуру и «алилёшный» припев (припев со словами «алилей», «лёли-
лёли», «ладу-ладу», «душель моя»). В текстах этих жанров преобладает силлабическое стихосложение, имеют
место и напевы с тоническим стихом. Диапазон карагодных, таночных и свадебных песен базируется на
кварто-квинтовой основе. Секстовый амбитус (звуковой объём лада) некоторых песен объясняется терцовой
надстройкой верхнего голоса основному. Мелодическая композиция реализуется посредством варьированного
повторения одной ладоинтонационной модели. Певческая манера – крепкая, напряжённая, ввиду чего бытует
выражение «кричать» или «скричать» песню.
Ключевые слова: певческая традиция, стилевые особенности, карагод, «танок», «гульба», звуковой объём,
ритмика, композиционная структура, гетерофония.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Golenishcheva Ekaterina E., Kulapina Olga I. From the History of 19th Century Russian Folk Music Studies: from Empirical Study to Theory. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 90–96. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.090-096.
3. Zhirov M. S., Zhirova O. Ya. Traditsii narodnoy khudozhestvennoy kul'tury Prokhorovskogo rayona [The Traditions of the Folk Artistic Culture of the Prokhorov District]. Belgorod: Belgorod State Universal Scholarly Library, 2001. 154 p.
4. Karacharov I. N. Pesennaya traditsiya basseyna reki Psel (Belgorodsko-Kurskoe pogranich'e) [The Song Tradition of the Psyol River Basin (The Border Area between the Belgorod and the Kursk Regions)]. Belgorod: Krest'yanskoe delo, 2004. 422 p.
5. Mekhnetsov A. M. Tipicheskoe v prirode i formakh fol'klora [Typical in the Nature and the Forms of Folklore]. Zvuk v traditsionnoy narodnoy kul'ture: sb. nauch. st. [Sound in Traditional Folk Culture: a Collection of Scholarly Articles]. Comp. by N. N. Gilyarova. Moscow: Nauchtekhlitizdat, 2004, pp. 22–54.
6. Propp V. Ya. Poetika fol'klora: sobr. tr. [The Poetics of Folklore: Compilation of Works]. Moscow: Labirint, 2000. 239 p.