Трактовка оперного тематизма в симфоническом цикле С. С. Прокофьева «Четыре портрета и “Развязка” из оперы “Игрок”»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra A. Dragudanova

Аннотация

В статье рассматривается оркестровый цикл С. С. Проко-
фьева «Четыре портрета и развязка из оперы “Игрок”», где
композитор показывает метод работы с темами из ранее
написанного сочинения. Прокофьев в авторском предисло-
вии к партитуре симфонического опуса комментирует свой
метод, основанный на предварительном «расшивании» ис-
ходного нотного текста и его систематизации по принад-
лежности персонажам оперы. В статье выявляются компо-
зиционно-драматургические особенности произведения,
проводится дифференциация тематизма по фрагментам,
заимствованным из исходного текста, а также анализиру-
ются особенности их компоновки. Обнаруживаются факто-
ры, определяющие целостность музыкального материала и
структуры произведения. В выводах обосновываются кон-
цепция оркестрового сочинения, стадии процесса смыслообразования,
черты четырёхчастного симфонического цик-
ла с кодой. «Портреты» трактуются как самостоятельное,
завершённое, цельное произведение, не теряющее своей
ценности и вне соотношения с оперой, выполняющей функ-
цию первоисточника.

Ключевые слова: творчество С. Прокофьева, симфони-
ческий цикл

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Dragudanova, A. A. (2014). Трактовка оперного тематизма в симфоническом цикле С. С. Прокофьева «Четыре портрета и “Развязка” из оперы “Игрок”». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 48–52. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/92
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Alexandra A. Dragudanova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Александра Александровна Драгуданова – соискатель кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Aslan’yan M. Nekotorye nablyudeniya nad vokal’nym stilem opery S. Prokof’eva “Igrok” [Some Observations Concerning the Vocal Style of S. Prokofiev’s Opera “The Gambler”]. Problemy muzykal’noy nauki [Problems of Music Science]. Issue 7. Moscow, 1989, pp. 142–157.
2. Blok V. Metod tvorcheskoy raboty S. Prokof’eva: issledovanie [Prokofiev’s Method of Creativity: A Research Work]. Moscow: Muzyka Press, 1979. 143 p.
3. Mnatsakanova E. Neskol’ko zametok ob opere S. Prokof’eva “Igrok” [Some Notes on Prokofiev’s Opera “The Gambler”]. Muzyka i sovremennost’ [Music and Modernity]. Issue 3. Moscow, 1965, pp. 122–144.
4. Prokof’ev S. Avtobiografiya [Autobiography]. Materialy. Dokumenty. Vospominaniya [S. S. Prokofiev. Materials. Documents. Memories]. Moscow, 1961, pp. 13–196.
5. Prokof’ev S. Eshche ob opere “Igrok” [Additional Information on the Opera “The Gambler”]. Ibid, pp. 205–206.
6. Cherkashina M. «Igrok» S. S. Prokof’eva [S. S. Prokofiev’s “The Gambler” ]. Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the History of Russian and Soviet Music]. Issue 2. Moscow, 1976, pp. 274–311.
7. Yarustovskiy B. «Igrok»: tragediya-satira [“The Gambler”: Tragedy, Satire]. Yarustovskiy B. Izbrannoe [Favorites]. Moscow, 1989, pp. 160–194.