Контркультура и визуальная аура рок-музыки
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Рок-музыка, родившаяся в середине XX века, сопровождалась духом бунтарства и скандалами.
Для воплощения протестных настроений понадобился особый графический язык, нарушавший правила
типографики в оформлении альбомов, плакатов, флаеров и журналов, фэшн-фотографий и концертов
музыкантов. Сложились общие закономерности: вписывание материала в основные художественные течения
и специфические особенности, продиктованные идеями дизайнеров и музыкантов. Среди направлений
«классического рока» наибольший графический эффект получил стиль психоделик (psychedeliс) с радужными
цветами и арабесками. Рок-группы создавали собственный имидж, визуализировали шоу световыми
эффектами. К середине 1970-х графика психоделического стиля породила пласт андеграунда, противостоявший
массовой культуре: панк-графику (punk graphic), гранж (grunge), андеграундную прессу (underground press),
подпольный комикс (underground comics). В конце ХХ века в рок-музыке стал доминировать мейнстрим
– безличная тенденция без ярко выраженных стилистических особенностей. В графическом дизайне возникли
гетерогенные и фрагментарные тенденции, которые выразились в оформлении постеров и музыкальных
альбомов. В целом графический язык рок-культуры связан не столько с направлениями рок-музыки, сколько
с образно-смысловыми установками бунтарского духа.
Ключевые слова: рок-музыка, контркультура, психоделика, фэнзины, панк-графика, гранж, концертный
постер, обложка альбома, дресс-код.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kuz’mina V. A. Psikhodelicheskoe iskusstvo. Mezhdu arkhaikoy i sovremennost’yu [Psychedelic Art. Between Archaism and Modernity]. Moscow: GII, 2003. 202 p.
3. Markuze G. Eros i tsivilisatsiya [Marcuse G. Eros and Civilization]. Мoscow: Ermak, 2003. 312 p.
4. Mirskaya L. A. Discurse nochnogo zhelaniya [Discourse of Night Desire]. Noch, ritualy iskusstvo, razvlecheniya [Night: Rituals, Art, Amusement]. Moscow, 2008, pp. 69–75.
5. Savitskaya E. A. Progressiv-rok: Geroi i sud’by [Progressive Rock. Heroes and Fates]. Мoscow: Rock-express, 2015. 304 p.
6. Syrov V. A. Stilisticheskie metamorfozy roka, ili Рut’ k «tret’ey» muzyke [Stylistic Metamorphoses of Rock, or the Path to the “Third” Music]. Nizhny Novgorod: University of Nizhny Novgorod, 1997. 209 p.
7. Alleyne M. After the Storm: Hipgnosis, Storm Thorgerson, and the Rock Album Cover. Rock Music Studies. 2014. Vol. 1, No. 3, pp. 251–261.
8. Aynsley J. A Century of Graphic Design. Mitchell & Beazley: L., 2001. 256 p.
9. Benedict B. Phonographies: Contemporary Album Cover Art & Design Text. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1977. 137 p.
10. De Ville N. Album: Style and Image in Sleeve Design. Mitchell & Beazley: L., 2003. 256 p.
11. Easley D. B. Riff Schemes, Form, and the Genre of Early American Hardcore Punk (1978–83). Society for Music Theory. 2015. Vol. 21, No. 1, pp. 13–24.
12. Heetderks D. J. Hipster Harmony: The Hybrid Syntax of Seventh Chords in Post-Millennial Rock. Society for Music Theory. 2015. Vol. 21, No. 2, pp. 3–11.
13. Heller S., Ilic M. Icons of Graphic Design. Thames & Hudson: L., 2008. 224 p.
14. Marsh G. The Blues Album Cover Art Text. Collins and Brown: L., 1996. 111 p.
15. Miles B. Scott G., Morgan J. The Greatest Album Covers of All Time. Collins & Brown: N. Y., 2005. 256 p.
16. Moist K. M. Special Issue of Rock Music Studies: Global Psychedelia and Counterculture. Rock Music Studies. 2016. Vol. 3, No. 3, pp. 334–335.
17. Moist K. M. Visualizing Postmodernity: 1960s Rock Concert Posters and Contemporary American Culture. Journal of Popular Culture. 2010. Vol. 43, No. 6, pp. 1242–1265.
18. Seiler B. The Album Cover Art of Punk Text. Collins & Brown: L.,1998. 120 p.
19. Spicer M. (Per)Form in(g) Rock: A Response. Society for Music Theory. 2011. Vol. 17, No. 3, pp. 7–15.