Кристофер Симпсон – первооткрыватель темы времён года в инструментальной музыке
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье освещается жизненный и творческий путь английского композитора Кристофера Симпсона (1602/1606–1669) – автора первого в истории европейской музыки инструментального цикла «Времена года» (1659). Симпсон родился в католической семье в эпоху, когда католицизм в Англии был официально запрещён, многое в его биографии остаётся тайной. Симпсон был универсальным музыкантом: блестящим виртуозом-исполнителем на виоле да гамба, композитором, теоретиком, педагогом. Не имея возможности открыто заниматься композиторской деятельностью, он публиковал собственные сочинения в качестве примеров
к своим теоретическим трактатам. Для музыкантов, осваивающих виолу да гамба, его труд «The Division-Viol, or, the Art of Playing ex Tempore upon a Ground» («Виола, или Искусство игры по граунду», 1667) не утратил актуальности до наших дней.
Лишь несколько произведений Симпсона были изданы отдельно: цикл из 12 фантазий «The Months» («Месяцы») и цикл «The Seasons» («Времена года») для двух виол да гамба и basso continuo. Второй представляет собой сверхцикл из четырёх программных фантазий-сюит («Весна», «Лето», «Осень», «Зима»). Симпсон стал первооткрывателем темы времён года в инструментальной музыке эпохи барокко. Его цикл вписывается
в традиции английской ансамблевой музыки. В сравнении с сочинениями композиторов иных национальных школ, трактовка жанров внутри каждой фантазии-сюиты оказывается весьма индивидуальной. Это касается структуры фантазий, в композиционном плане которых автор исходил из собственной исполнительской практики. Опыт Симпсона в создании масштабного сочинения на тему времён года получил продолжение
во многих сочинениях XVII и последующих веков.
Ключевые слова: времена года в музыке, Кристофер Симпсон, фантазия-сюита, английская ансамблевая фантазия, виола да гамба.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ginzburg L. S. Istoriya violonchel’nogo iskusstva. Kn. 1 [History of the Art of the Cello. Book 1]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1950. 513 p.
3. Dobrokhotov B. V. Simpson, Kristofer [Simpson, Christopher]. Muzyikal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Ed. by Yu. V. Keldyish. Volume 5. Moscow, 1981. P. 10.
4. Kyuregyan T. S. Forma v muzyke XVII–XX vekov [Form in Music from the 17th to the 20th Centuries]. Moscow: Sfera, 1998. 344 p.
5. Livanova T. N. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda. T. 1: Po XVIII vek [History of Western European Music before 1789. Volume 1: To the 18th Сentury]. 2nd Edition. Moscow: Muzyka, 1983. 696 p.
6. Pleyford Dzh. Vvedenie v iskusstvo muzyki [Playford J. An Introduction to the Skill of Music]. Translation and commentary by G. Blagodatov. URL: http://mustran.my1.ru/conf2010/Blagodatov-Playford-conf-article-ed.pdf (09. 02. 2018).
7. Protopopov V. V. Ocherki iz istorii instrumental’nykh form XVI – nachala XIX veka [Essays from the History of Musical Forms from the 16th to the early 19th Centuries]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.
8. Rodriges A. M. Novaya istoriya stran Evropy i Ameriki XVI–XIX vv. [The New History of Europe and America from the 16th to the 19th Centuries]. Part 2. Moscow: Vlados, 2010. 621 p.
9. Smirnova T. V. Angliyskie konsortnye zhanry kontsa XVI – pervoy chetverti XVII vekov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [English Consort Genres from the Late 16th to the First Quarter of the 17th Century: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2009. 386 p.
10. Smirnova T. V. Spetsifika angliyskoy rannebarochnoy konsortnoy fantazii [Specificity of the English Early Baroque Consort Fantasy]. Starinnaya muzyka [Ancient Music]. 2009. No. 3 (45), pp. 22–24.
11. Field Ch. D. S. Fantasia-suite. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Оnline.
12. Field Ch. D. S. Simpson [Sympson], Christopher. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Оnline.
13. McCart C. The Panmure Manuscripts: a New Look at an Old Source of Christopher Simpson’s Consort Music. Chelys. Vol. 18. London, 1989, pp. 18–29.
14. Simpson Ch. The Division Violist: or, an Introduction to the Playing upon a Ground. Printed by William Godbid: London, 1659. 80 p.
15. Urquhart M. A Possible Trace of Christopher Simpson (S. J.). Chelys. Vol. 27. London, 1999, pp. 59–61.
16. Urquhart M. The Handwriting of Christopher Simpson. Chelys. Vol. 15. London, 1986, pp. 62–63.
17. Urquhart M. The Seasons. Facsimile des manuscripts de Bruxelles, Conservatoire Royal et Oxford, Bodleian Library, Tenbury Ms. 296–299. Tome XX [Facsimile of Brussels Manuscripts, Royal Conservatory and Oxford, Bodleian Library, Tenbury Ms. 296–299. Volume XX]. Geneve: Minkoff, 1999, pp. 5–12.
18. Urquhart M. Was Christopher Simpson a Jesuit? Chelys. Vol. 21. London, 1992, pp. 3–26.
19. Wright P. Tripla. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Online.