Жанр инструментального концерта в альтовом репертуаре: от Баха до Шнитке
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье прослеживается путь жанра альтового сольного концерта на протяжении всего времени его
существования. Выделены произведения, составляющие основу репертуара концертирующих альтистов:
И. С. Баха (Шестой Бранденбургский концерт), Г. Ф. Телемана, К. Стамица, В. А. Моцарта (Концертная
симфония для скрипки и альта с оркестром Es dur), Г. Берлиоза (Симфония для оркестра с солирующим
альтом «Гарольд в Италии»), М. Бруха (Двойной концерт для кларнета и альта), П. Хиндемита (Концерт для
альта с оркестром «Der Schwanendreher»), А. Шнитке (Концерт для альта с оркестром) и др. Отмечаются
новаторские черты, присущие сочинениям, и исполнительские задачи, возникающие при знакомстве с каждым
из них. Вместе с жанром концерта изменилось отношение к самому инструменту: постепенно альт становится
равноправным сольным инструментом наряду со скрипкой и виолончелью. Расцвет жанра приходится на ХХ
век, когда композиторы расширили альтовый репертуар, большую часть которого составляют концерты для
альта с оркестром. Произошло это во многом благодаря появлению ярких исполнителей, которые показали
особенный тембр альта, его способность передавать разнообразные состояния человеческой души. Сегодня
альт прочно занял позицию солирующего инструмента на концертной эстраде. Изучение развития жанра
помогает понять процесс становления сольного альтового исполнительства.
Ключевые слова: инструментальный концерт, альт как сольный инструмент, альтовый репертуар,
концертные произведения для альта, история альтового концерта.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Darda V. N. Zhanr al’tovogo kontserta v tvorchestve kompozitorov mangeymskoy shkoly [The Genre of the Viola Concerto in the Music by Composers of the Mannheim School]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2014. No. 28, pp. 125–133.
3. Demchenko A. I. Dialog vremen v muzyke Al’freda Shnitke [Dialogue of the Historical Time Periods in the Music of Alfred Schnittke]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2014. No. 4 (17), pp. 87–91.
4. Demchenko A. I. Kollazh i polistilistika v iskusstve XX v. [Collage and Polystylistics in the Art of the 20th Century]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University]. 2005. No. 2, pp. 42–52.
5. Lebushe M. Bakh [Bach]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2015. 297 p. (Zhizn’ zamechatel’nykh lyudey. Malaya seriya [Life of Remarkable People. Small Series]).
6. Levaya T. N., Leontyeva O. T. Paul’ Khindemit. Zhizn’ i tvorchestvo [Paul Hindemith: Life and Work]. Moscow: Muzyka, 1974. 449 p.
7. Struve B. A. Protsess formirovaniya viol i skripok [The Process of Formation of Viols and Violins]. Moscow: Muzgiz, 1959. 258 p.
8. Tarakanov M. E. Simfoniya i instrumental’nyy kontsert v russkoy sovetskoy muzyke [The Symphony and the Instrumental Concerto in Russian Soviet Music]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 271 p.
9. Chernova-Stroy I. V. Yuriy Bashmet – grani sovershenstva [Yuri Bashmet – the Boundaries of Perfection]. Lviv: Piramida, 2003. 208 p.
10. Kholopova V. N. Kompozitor Al’fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Moscow: Arkaim, 2003. 256 p.
11. Kemp I. Hindemith. London; New York: Oxford UP, 1970. 59 p.
12. Luttman S. Paul Hindemith: a Guide to Research. New York: Routledge, 2005. 130 р.
13. Solomon M. Mozart: A Life. 1st ed. Harper Collins Publishers, 1995. 640 р.
14. Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.
15. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.
16. The Cambridge Mozart Encyclopedia. Edited by C. Eisen and S. P. Keefe. N. Y.: Cambridge University Press, 2006. 662 p.
17. Williams P. Bach: A Musical Biography. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 718 p.