Ричеркарность в фуге C dur («Для Констанции») В. А. Моцарта

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Boris D. Napreev

Аннотация

Эволюционный процесс европейской музыки c особой силой отразился на судьбах жанров, в том числе и на ричеркарной фуге. В XVIII веке фуга стала одной из важнейших точек пересечения многих тенденций, полигоном борьбы интересов галантного стиля и богатейшего контрапунктического наследия. Полную свободу выбора по отношению к формам, средствам и возможностям «учёной» музыки раскрыл И. С. Бах в «Искусстве фуги», оставив поле для размышлений. Понимание происходящих процессов было дано великим творцам, среди которых – В. А. Моцарт. Для него стремление к единению характерных
(и наиболее ярких и перспективных) принципов полифонической музыки и тенденций музыки новейшей стало смыслом многих конкретных творческих деяний. В статье рассматривается моцартовская фуга «Для Констанции» (KV. 394) как одно из эпохальных произведений. Внешне казавшаяся сочинением легкомысленным, а по истории создания в некоторой степени случайным, фуга явилась олицетворением решительного и композиторски осознанного поворота на путь поисков новых форм и единения различных стилей. Наблюдаемые в ней стилевые черты были определены в исследовательской литературе
(Б. В. Асафьев) как «моцартовский полифонизм».

Ключевые слова: эволюция фуги, ричеркар, ричеркарность, тональный план фуги, контрапунктический стиль, галантный стиль, полифония Моцарта.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Napreev, B. D. (2018). Ричеркарность в фуге C dur («Для Констанции») В. А. Моцарта. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 7–15. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.007-015
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Boris D. Napreev, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Напреев Борис Дмитриевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
и композиции

Библиографические ссылки

1. Abert G. V. A. Motsart: v 2 ch., 4 kn. [Abert H. V. A. Mozart: In 2 Parts, 4 Books]. Translation from the German and Comments by K. K. Sakva. Part 2, Book 1. Moscow: Muzyka, 1983. 520 p.
2. Asaf’ev B. V. Izbrannye sochineniya: v 5 t. [Selected Works: In 5 Volumes]. Vol. 1. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1952. T. 1. 400 p.
3. Aslanishvili Sh. S. Printsipy formoobrazovaniya v fugakh I. S. Bakha [Principles of Formation in the Fugues of J. S. Bach]. Tbilisi: Khelovneva, 1975. 86 p.
4. Vyazkova E. V. Ot struktury k smyslu: sb. st. [From Structure to Meaning: a Collection of Articles]. Tret’i bakhovskie chteniya. Khorosho temperirovannyy klavir, tom vtoroy: materialy nauch. konf. [Third Bach Conference. The Well-Tempered Clavier, Volume Two: Materials of Scholarly Research]. St. Petersburg State Conservatory. St. Petersburg, 1996, pp. 18–26.
5. Gerver L. L. O temakh i tematicheskikh sochetaniyakh v instrumental’nykh fugakh Motsarta [About Themes and Thematic Combinations in Mozart’s Instrumental Fugues]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Notes of the Gnessins’ Russian Academy of Music]. No. 2. Moscow, 2002, pp. 42–54.
6. Gerver L. L. O chem soobshchaet nazvanie richerkara v kontse XVI – nachale XVII vv. [What does the Name of the Ricercar Convey in the Late 16th and the Early 17th Centuries]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Notes of the Gnessins’ Russian Academy of Music]. No. 2. Moscow, 2016, pp. 8–18.
7. Grigor’ev S. S. Teoreticheskiy kurs garmonii [A Theoretical Course of Harmony]. Moscow: Muzyka, 1981. 479 p.
8. Druskin M. S. Iogann Sebast’yan Bakh [Johann Sebastian Bach]. Moscow: Muzyka, 1982. 382 p.
9. Dubravskaya T. N. Kompozitsionnye idei Motsarta v svete istoricheskoy evolyutsii muzykal’noy formy: final simfonii «Yupiter» [The Compositional Ideas of Mozart in Light of the Historical Evolution of the Musical Form: the Finale of the “Jupiter” Symphony]. Motsart v dvizhenii vremeni (po materialam mezhdunar. konf.) [Mozart in the Motion of Time (Based on the Materials of the International Conference)]. Moscow, 2009, pp. 48–59.
10. Kyuregyan T. S. Gomofoniya i polifoniya litsom k litsu: smeshannye formy [Homophony and Polyphony Face to Face: Mixed Forms]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst [In the Space of Meanings: Text and Intertext]. Petrozavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2016, pp. 44–54.
11. Mil’shteyn Ya. I. Khorosho temperirovannyy klavir I. S. Bakha i osobennosti ego ispolneniya [J. S. Bach‘s Well-Tempered Clavier and the Peculiarities of its Performance]. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 352 p.
12. Motsart W. A. Pis’ma [Mozart W. A. Letters]. Moscow: Agraf, 2000. 448 с.
13. Napreev B. D. Richerkar, richerkarnost’, tonal’no ustoychivaya fuga [The Ricercar, the Ricercar Style, and the Tonally Stable Fugue]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 4 (25), pp. 13–22. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.013-022.
14. Napreev B. D. Tonal’no razvivayushchayasya richerkarnaya fuga [The Tonally Developing Ricercar Fugue]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2 (27), pp. 78–87. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.078-087.
15. Rukavishnikov V. N. Polifoniya Motsarta: kommentirovannaya khrestomatiya [Mozart’s Polyphony: A Chrestomathy]. Moscow: Muzyka, 1981. 111 p.
16. Tyulin Yu. N. Kristallizatsiya tematizma v tvorchestve Bakha i ego predshestvennikov [The Crystallization of Themes in the Music of Bach and his Predecessors]. Russkaya kniga o Bakhe [The Russian Book about Bach]. Moscow, 1985, pp. 258–264.
17. Forkel’ I. N. O zhizni, iskusstve i proizvedeniyakh Ioganna Sebastiana Bakha [Forkel J. N. On the Life, Art and Works of Johann Sebastian Bach]. Translation by E. Sazonova; Redaction, Afterword and Comments by N. Kopchevsky. Moscow: Muzyka, 1974. 166 p.
18. Shveytser A. Iogann Sebast’yan Bakh [Schweitzer A. Johann Sebastian Bach]. Translation from the German by M. S. Druskin, Kh. A. Strekalovskaya. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 801 p.
19. Eynshteyn A. Motsart. Lichnost’. Tvorchestvo [Einstein A. Mozart. Personality. Creation]. Translation from German by E. M. Zaks. Moscow: Muzyka, 1977. 454 p.
20. Kirkendale W. Fuga und Fugato in der Kammermusik des Rococo der Klassik [Fuga and Fugato in the Chamber Music of the Rococo Classical]. Verlegt bei Hans Schneider. Tutzing, 1966. 357 p.
21. Mozart. Einzelstùcke für Klavier [Mozart. Single Pieces for Piano]. Bärenreiter Urtext B. 4. Herausgegeben Wolfgang Plath, 1982. Vorwort. P. XI.