Сонатина оp. 49 (1950–1951) и её версия – Соната Op. 49b (1978) Мечислава Вайнберга
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Музыка польско-русского композитора и пианиста Мечислава Вайнберга получила международное
признание после его смерти в 1996 году и особенно в последние годы. Хотя многие сольные фортепианные
произведения были опубликованы, исполнены и записаны в течение его жизни, в том числе 6 сольных
фортепианных сонат и 17 пьес, в его архивах имеется несколько композиций, которые остаются
неопубликованными, непроверенными и незарегистрированными. Гамбургское издательство «Peermusic
Classical» (Германия) получило архивные копии сочинений, которые впоследствии были включены в
комплект «Мечислав Вайнберг – Полное собрание фортепианных произведений, I–IV том» грамзаписей
«Grand Piano / Naxos».
Сонатина оp. 49 (1951) и последующая её переработка в версии под названием Соната оp. 49b (1978) – два
из этих произведений. Представляется интересным сравнить композиционные приёмы, технику Вайнберга,
музыкальный материал, каким он был в Сонатине и как был изменён в последующей версии Сонаты, какие
цитаты из предыдущих сольных фортепианных произведений были включены. Важно учитывать и такой факт,
что будучи пианистом-виртуозом, Вайнберг перестал сочинять для сольного фортепиано после 1960 года.
Соната оp. 49b, «Канкан», посвящённый Расторгуеву (1965) и «Две фуги» (1983) являются исключением, из
них Соната 49b – самая значимая работа.
Ключевые слова: Мечислав Вайнберг, Моисей Вайнберг, Дмитрий Шостакович, еврейские композиторы
в Советском Союзе, польские/советские композиторы 1950-х годов, советская фортепианная музыка 1950-х
годов, влияние народной музыки, детская тетрадь.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Einstein, Alfred, and Cesar Saerchinger. Greatness in Music. New York: Oxford UP, 1941. 298 p.
3. Fanning, David. But What Counts is the Music. Osteuropa. 2010. July, pp. 5–24.
4. Fanning, David. Mieczysław Weinberg: in Search of Freedom. Hofheim: Wolke, 2010. 220 p.
5. Flender, Reinhard. Geschichte einer Freundschaft. Mieczyslaw Weinberg und Dmitrij Schostakowitsch [Story of a Friendship. Mieczyslaw Weinberg and Dmitri Shostakovich]. Osteuropa. 2010. July 2010, pp. 79–92.
6. Ivry, Benjamin. How Mieczyslaw Weinberg’s Music Survived Dictators. The Jewish Daily Forward. 2010. 17 Nov.
7. Nemtsov, Jascha. Markant, judisch, verkannt. Grunde fur M. Weinbergs “Nicht-Rezeption” [Remarkable, Jewish, Unrecognized. Reasons for M. Weinberg’s “non-reception”]. Osteuropa. 2010. July, pp. 25–40.
8. Skans, Per. Ein Anfang nach dem Ende. Judische Kompositionen von Mieczyslaw Weinberg und Dmitrij Schostakowitsch [A Beginning after the End. Jewish Compositions by Mieczyslaw Weinberg and Dmitri Shostakovich]. Judische Kunstmusik im 20. Jahrhundert [Jewish Art Music in the 20th Century]. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2006, pp. 107–117.
9. Skans, Per. Mieczyslaw Weinberg – ein bescheidener Kollege [Mieczyslaw Weinberg – a modest colleague]. Dmitrij Schostakowitsch und das judische musikalische Erbe [Dmitri Shostakovich and the Jewish Musical Heritage]. Ed. by Ernst Kuhn, Andreas Wehrmeyer and Gunter Wolter. Berlin: Verlage Ernst Kuhn, 2001, pp. 298–324.