Сонатина оp. 49 (1950–1951) и её версия – Соната Op. 49b (1978) Мечислава Вайнберга

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Allison Brewster Franzetti

Аннотация

Музыка польско-русского композитора и пианиста Мечислава Вайнберга получила международное
признание после его смерти в 1996 году и особенно в последние годы. Хотя многие сольные фортепианные
произведения были опубликованы, исполнены и записаны в течение его жизни, в том числе 6 сольных
фортепианных сонат и 17 пьес, в его архивах имеется несколько композиций, которые остаются
неопубликованными, непроверенными и незарегистрированными. Гамбургское издательство «Peermusic
Classical» (Германия) получило архивные копии сочинений, которые впоследствии были включены в
комплект «Мечислав Вайнберг – Полное собрание фортепианных произведений, I–IV том» грамзаписей
«Grand Piano / Naxos».
Сонатина оp. 49 (1951) и последующая её переработка в версии под названием Соната оp. 49b (1978) – два
из этих произведений. Представляется интересным сравнить композиционные приёмы, технику Вайнберга,
музыкальный материал, каким он был в Сонатине и как был изменён в последующей версии Сонаты, какие
цитаты из предыдущих сольных фортепианных произведений были включены. Важно учитывать и такой факт,
что будучи пианистом-виртуозом, Вайнберг перестал сочинять для сольного фортепиано после 1960 года.
Соната оp. 49b, «Канкан», посвящённый Расторгуеву (1965) и «Две фуги» (1983) являются исключением, из
них Соната 49b – самая значимая работа.

Ключевые слова: Мечислав Вайнберг, Моисей Вайнберг, Дмитрий Шостакович, еврейские композиторы
в Советском Союзе, польские/советские композиторы 1950-х годов, советская фортепианная музыка 1950-х
годов, влияние народной музыки, детская тетрадь.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Franzetti, A. B. (2017). Сонатина оp. 49 (1950–1951) и её версия – Соната Op. 49b (1978) Мечислава Вайнберга. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 84–92. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.084-092
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Allison Brewster Franzetti, Школа искусств Мейсона Гросса, Ратгерский университет

Эллисон Брюстер Францетти, доктор музыкальных искусств (Школа искусств Мейсона
Гросса Ратгерского университета), магистр музыки (Джульярдская школа), бакалавр музыки
(Манхэттенская школа музыки), Директор продюсерского отдела камерной музыки Школы искусств
Мейсона Гросса, Ратгерский университет (Нью-Брансуик, Нью-Джерси, Соединённые Штаты
Америки)

Библиографические ссылки

1. Dvuźil’naja, Inessa. Der Freylekhs – frohlich und tragisch. Judische Motive bei Prokof’ev, Schostakowitsch und Weinberg [The Freylekhs (Dances) – Cheerful and Tragic. Jewish Motifs in Prokofiev, Shostakovich and Weinberg]. Osteruopa. 2010. July, pp. 11–122.
2. Einstein, Alfred, and Cesar Saerchinger. Greatness in Music. New York: Oxford UP, 1941. 298 p.
3. Fanning, David. But What Counts is the Music. Osteuropa. 2010. July, pp. 5–24.
4. Fanning, David. Mieczysław Weinberg: in Search of Freedom. Hofheim: Wolke, 2010. 220 p.
5. Flender, Reinhard. Geschichte einer Freundschaft. Mieczyslaw Weinberg und Dmitrij Schostakowitsch [Story of a Friendship. Mieczyslaw Weinberg and Dmitri Shostakovich]. Osteuropa. 2010. July 2010, pp. 79–92.
6. Ivry, Benjamin. How Mieczyslaw Weinberg’s Music Survived Dictators. The Jewish Daily Forward. 2010. 17 Nov.
7. Nemtsov, Jascha. Markant, judisch, verkannt. Grunde fur M. Weinbergs “Nicht-Rezeption” [Remarkable, Jewish, Unrecognized. Reasons for M. Weinberg’s “non-reception”]. Osteuropa. 2010. July, pp. 25–40.
8. Skans, Per. Ein Anfang nach dem Ende. Judische Kompositionen von Mieczyslaw Weinberg und Dmitrij Schostakowitsch [A Beginning after the End. Jewish Compositions by Mieczyslaw Weinberg and Dmitri Shostakovich]. Judische Kunstmusik im 20. Jahrhundert [Jewish Art Music in the 20th Century]. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2006, pp. 107–117.
9. Skans, Per. Mieczyslaw Weinberg – ein bescheidener Kollege [Mieczyslaw Weinberg – a modest colleague]. Dmitrij Schostakowitsch und das judische musikalische Erbe [Dmitri Shostakovich and the Jewish Musical Heritage]. Ed. by Ernst Kuhn, Andreas Wehrmeyer and Gunter Wolter. Berlin: Verlage Ernst Kuhn, 2001, pp. 298–324.