Музыкальные характеристики современной традиции напевного чтения

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga V. Anufrieva

Аннотация

В статье рассматривается древнее искусство чтения нараспев
священных текстов, тесно связанное с обиходным пением,
имеющее общие с ним принципы звуковысотности, ритмиче-
ские и ладовые закономерности. Многоступенчатая иерархия
богослужебных текстов создала систему различных ритмо-ме-
лодических типов речитации с основным принципом: «больше
торжества – шире распевность». Наиболее выразительная ма-
нера распевного чтения связана с текстами паремий, Апостола
и Евангелия. Мелодика напевного чтения основана на системе
погласиц, которые складываются из кратких мелодических
формул-попевок, окружающих центральный звук или звуки
речитативной строки. Важнейшей особенностью любой по-
гласицы является её ладовая определённость, имеющая общие
закономерности со знаменным ладом. Функциональные разли-
чия ступеней лада в погласице теснейшим образом связаны с
ритмикой словесного текста. Благодаря вариантному исполь-
зованию мелодических попевок достигается выразительная
смысловая интерпретация священного текста.

Ключевые слова: богослужебное чтение, псалмодия, по-
гласица, обиходное пение

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Anufrieva, O. V. (2014). Музыкальные характеристики современной традиции напевного чтения. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 28–33. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/88
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Olga V. Anufrieva, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Ольга Вильевна Ануфриева – соискатель кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Divine Liturgy Performed by the Don Cossack Chorus direct6ed by Sergei Zharov (In Russian). Saratov: Izdatel’stvo Saratovskoy Eparkhii [Publishing House of the Saratov Diocese], 2004. 1 CD-ROM.
2. The Great Penitential Canon of St. Andrew of Crete. Read by Patriarch Pimen of Moscow and All Russia (1971–1990) (In Russian). Moscow: Izdatel’stvo Moskovskoy Patriarkhii [Publishing House of the Moscow Patriarchate], 2010. 2 CD-ROM.
3. Diaconal Art in the Orthodox Church (In Russian). Moscow: DISAM, 2006. 1 SD-ROM.
4. Kutuzov B. Ekfonetika v pravoslavnom bogosluzhenii. O tysyacheletnej traditsii russkogo bogosluzhebnogo raspevnogo chteniya [Ecphonetics in Orthodox Church Service. About the Millennial Tradition of the Russian Liturgical Recitative]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii [Journal of the Moscow Patriarchate], 1999, no. 7, pp. 73–80.
5. Nikolayev B., prot. Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [The Znameny Chant and Kryukovy Notation as the Foundation of Russian Orthodox Church Music]. Moscow: Nauchnaya kniga, 1995. 300 p.
6. Rachinskiy S. Kakoy dolzhna byt’ nachal’naya shkola v Rossii? Ot russkoy shkoly zavisyat sud’by mira [What Kind of Primary Schools there Must Be in Russia? The Fate of the World Depends on Russian Schools]. URL: http://rys-arhipelag.ucoz.ru/ publ/6-1-0-1066.
7. Skripov G. O russkom stikhoslozhenii [About Russian Versiication]. Moscow: Prosveshchenie,1979. URL.: http://www.2lib.ru/getbook/10330.html.
8. Florenskiy P., svyashch. Khramovoe deystvo kak sintez iskusstv [The Church Ritual as a Synthesis of the Arts]. Ikonostas. Izbr. trudy po iskusstvu [Iconostasis. Selected Works about Art]. St. Petersburg, 1993, pp. 285–305.
9. Chudinova I. Vremya bezmolviya. Muzyka v monastyrskom ustave [The Time of Silence. Music in the Monastic Canon]. St. Petersburg: Russian Institute of Art History, 2003. 187 p.
10. Shabalin D. K periodizatsii znamennogo raspeva [About the Periodization of the Znamenny Chant]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1985, no. 10, pp. 98–102.