Музыкальные характеристики современной традиции напевного чтения
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
священных текстов, тесно связанное с обиходным пением,
имеющее общие с ним принципы звуковысотности, ритмиче-
ские и ладовые закономерности. Многоступенчатая иерархия
богослужебных текстов создала систему различных ритмо-ме-
лодических типов речитации с основным принципом: «больше
торжества – шире распевность». Наиболее выразительная ма-
нера распевного чтения связана с текстами паремий, Апостола
и Евангелия. Мелодика напевного чтения основана на системе
погласиц, которые складываются из кратких мелодических
формул-попевок, окружающих центральный звук или звуки
речитативной строки. Важнейшей особенностью любой по-
гласицы является её ладовая определённость, имеющая общие
закономерности со знаменным ладом. Функциональные разли-
чия ступеней лада в погласице теснейшим образом связаны с
ритмикой словесного текста. Благодаря вариантному исполь-
зованию мелодических попевок достигается выразительная
смысловая интерпретация священного текста.
Ключевые слова: богослужебное чтение, псалмодия, по-
гласица, обиходное пение
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. The Great Penitential Canon of St. Andrew of Crete. Read by Patriarch Pimen of Moscow and All Russia (1971–1990) (In Russian). Moscow: Izdatel’stvo Moskovskoy Patriarkhii [Publishing House of the Moscow Patriarchate], 2010. 2 CD-ROM.
3. Diaconal Art in the Orthodox Church (In Russian). Moscow: DISAM, 2006. 1 SD-ROM.
4. Kutuzov B. Ekfonetika v pravoslavnom bogosluzhenii. O tysyacheletnej traditsii russkogo bogosluzhebnogo raspevnogo chteniya [Ecphonetics in Orthodox Church Service. About the Millennial Tradition of the Russian Liturgical Recitative]. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii [Journal of the Moscow Patriarchate], 1999, no. 7, pp. 73–80.
5. Nikolayev B., prot. Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [The Znameny Chant and Kryukovy Notation as the Foundation of Russian Orthodox Church Music]. Moscow: Nauchnaya kniga, 1995. 300 p.
6. Rachinskiy S. Kakoy dolzhna byt’ nachal’naya shkola v Rossii? Ot russkoy shkoly zavisyat sud’by mira [What Kind of Primary Schools there Must Be in Russia? The Fate of the World Depends on Russian Schools]. URL: http://rys-arhipelag.ucoz.ru/ publ/6-1-0-1066.
7. Skripov G. O russkom stikhoslozhenii [About Russian Versiication]. Moscow: Prosveshchenie,1979. URL.: http://www.2lib.ru/getbook/10330.html.
8. Florenskiy P., svyashch. Khramovoe deystvo kak sintez iskusstv [The Church Ritual as a Synthesis of the Arts]. Ikonostas. Izbr. trudy po iskusstvu [Iconostasis. Selected Works about Art]. St. Petersburg, 1993, pp. 285–305.
9. Chudinova I. Vremya bezmolviya. Muzyka v monastyrskom ustave [The Time of Silence. Music in the Monastic Canon]. St. Petersburg: Russian Institute of Art History, 2003. 187 p.
10. Shabalin D. K periodizatsii znamennogo raspeva [About the Periodization of the Znamenny Chant]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1985, no. 10, pp. 98–102.