Эрнст Кшенек на пути к серийной композиции

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Darya E. Krapivina

Аннотация

В статье рассмотрены мотивы и эстетические предпосылки, побудившие австрийского композитора
и теоретика Эрнста Кшенека обратиться в своём творчестве к серийному методу композиции. Опираясь
на высказывания самого композитора, его автобиографические заметки и книги, автор статьи стремится
реконструировать логический путь, приведший Кшенека к додекафонии. Будучи поначалу негативно
настроенным к данному виду техники и даже выступив с критикой Шёнберга, композитор постепенно приходит
к мысли об исторической неизбежности серийной композиции и убеждается в радикальной новизне серийного
мышления. Рассматривается влияние на Кшенека различных исторических фигур: Франца Шрекера, Эрнста
Курта, Эдуарда Эрдмана. Важным импульсом для композитора стали работы австрийского писателя и поэта-
сатирика Карла Крауса, чьи мысли о языке оказались созвучны многим крупнейшим музыкантам того времени
(в частности, Шёнбергу). Внимание уделяется точкам соприкосновения додекафонии и неотомистского
учения, составившего основу религиозного мировоззрения Кшенека в 1930-е годы. Раскрываются как внешние
(политическая ситуация, рост тоталитаризма), так и внутренние (вызов композиторскому ремеслу) причины
обращения музыканта к серийности.

Ключевые слова: Эрнст Кшенек, Карл Краус, Арнольд Шёнберг, серийная музыка, неотомизм.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Krapivina, D. E. (2017). Эрнст Кшенек на пути к серийной композиции. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 38–43. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.038-043
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Darya E. Krapivina, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Крапивина Дарья Евгеньевна, аспирантка кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Dzhonston U. Avstriyskiy Renessans [Johnston, William. The Austrian Renaissance]. Translated from the English. Moscow: Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy, 2004. 640 p.
2. Kon Yu. A. Shenberg i «kritika yazyka» [Schoenberg and “Criticism of the Language”]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994. No. 1, pp. 113–117.
3. Krenik E. Issledovanie o 12-tonovom kontrapunkte [Studies in Counterpoint Based on the Twelve-Tone Technique]. Translated from German by E. Kostitsyn. Kiev: Kostitsyn, 1993. 48 p.
4. Shenberg A. Pis’ma [Schoenberg, Arnold. Letters]. Compiled by Erwin Stein; Translated by V. Schnittke. St. Petersburg: Kompozitor, 2001. 464 p.
5. Dubinsky G. Krenek’s Conversions: Austrian Nationalism, Political Catholicism, and Twelve-Tone Composition. Repercussions. 1996. Vol. 5. Spring-Fall. No. 1–2, pp. 242–315.
6. Krenek E. Self-Analysis. New Mexico Quarterly. 1953. Vol. 23. No. 1, pp. 5–57.
7. Krenek E. A Composer’s Influences. Perspectives of New Music. 1964. Vol. 3. No. 1, pp. 36–41.
8. Krenek E. Horizons circled: Reflections on My Music. Berkeley: University of California Press, 1974. 167 p.