«Кармен» Ж. Бизе: исполнительские интерпретации в контексте культуры
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается феномен многовариантности режиссёрских истолкований классического оперно-
го наследия на примере историко-культурных метаморфоз сценических воплощений оперы «Кармен» Жоржа
Бизе. Несколько примеров из истории постановок раскрывают принципиальные различия интерпретаций на
историческом фоне общественной жизни и художественной культуры. Долгая жизнь опуса Бизе (не только
в оперном театре, но и в балете, художественных и мультипликационных фильмах, шоу-представлениях по-
следнего времени) объясняется многозначностью, которую философия и психология ХХ века обозначают по-
нятием архетипа, сравнением вечных сюжетов и персонажей с мифологическими текстами. Изменчивость,
историческая подвижность коллективного восприятия подобных архетипов воздействует на режиссёрские ин-
терпретации классических опер, выступающих своеобразными трансляторами масштабных и далеко не всегда
осознаваемых эволюционных процессов коллективного мифотворчества.
Автор статьи в сравнительно-аналитическом ракурсе освещает российские и зарубежные музыкаль-
но-сценические постановки оперы «Кармен» Ж. Бизе 1950–1990-х годов. Это спектакли Большого театра
(В. Небольсин, 1956), Венской оперы (Г. фон Караян, 1967), Ф. Дзеффирелли в Арена ди Верона, а также
экранизации Ф. Дзеффирелли и Ф. Рози, балетная версия Р. Пети и другие. Интерпретации образа Кармен
(И. Архипова и Г. Бамбри, Д. Мигенес-Джонсон и Р. Жанмер) и Хозе (Р. Пети, П. Доминго) отражают смену
историко-культурных моделей в контексте непрерывно обновляющихся установок современного мифологи-
зированного сознания.
Ключевые слова: классическое оперное наследие, опера «Кармен» Ж. Бизе, режиссёрские сценические
интерпретации, киноопера, художественные архетипы общественного сознания ХХ века.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Grigoryants T. A. Semiotika stzenicheskogo teksta [Semiotics of the Theatrical Text]. Vestnik Tomskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Stage University]. 2007. No. 304, pp. 66–69.
3. Parin A. V. Plasido Domingo – master peniya (Portret) [Placido Domingo, a Master of Singing]. Parin A. V. O penii, ob opere, o slave: interv’yu, portrety, retsenzii [About Singing, About Opera, About Fame: Interviews, Portraits, Reviews]. Moscow, 2003, pp. 107–115.
4. Raku M. G. Karmen na sovetskoy opernoy stzene [Carmen on the Soviet Opera Stage]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya: elektronnyy nauchnyy zhurnal [The Art of Music: Theory and History: Electronic Research Journal]. 2012. No. 4, pp. 98–123. URL: http://sias.ru/upload/iblock/133/raky/pdf. (10.05 2017).
5. Raku M. G. Muzykal’naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [Classical Music in the Myths Creation in the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 720 p.
6. Sokol’skaya A. A. Opernyy tekst kak fenomen interpretatsii: dis. kand. … iskusstvovedeniya [The Opera Text as a Phenomenon of Interpretation: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2004. 163 p.
7. Tsodokov E. S. Vizualizatsiya opery, ili Tipologiya opernoy rezhissury [A Visualization of Opera, or the Typology of Opera Production]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html. (11.05.2017).
8. Tsodokov E. S. Opera – ukhodyashchaya natura, ili Pominki po zhanru [Opera as a Departing Nature, or the Funeral Repast in Memory of the Genre]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html. (12.05.2017).
9. Amon R. Placido Domingo. Un coloso en el teatro del mundo [Placido Domingo. A Colossus in the Theater of the World]. Barcelona: Editorial Planeta, 2013. 320 p.
10 . Fiette A. Z. Jeanmaire – R. Petit: un patrimoine pour la danse [Jeanmaire – R. Petit: a Heritage for Dance]. 2nd Edition Paris: Somogy Editions, 2012. 374 p.
11. Ruggieri E. La Callas [The Callas]. 2nd Edition. Revised and Corrected. Paris: Michel Lafon, 2013. 264 p.
12. Uehling P. Karajan. Eine Biographie [Karajan. A Biography]. 3rd Edition Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2013. 416 S.