«Кармен» Ж. Бизе: исполнительские интерпретации в контексте культуры

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Mikhail Yu. Kosilkin

Аннотация

В статье рассматривается феномен многовариантности режиссёрских истолкований классического оперно-
го наследия на примере историко-культурных метаморфоз сценических воплощений оперы «Кармен» Жоржа
Бизе. Несколько примеров из истории постановок раскрывают принципиальные различия интерпретаций на
историческом фоне общественной жизни и художественной культуры. Долгая жизнь опуса Бизе (не только
в оперном театре, но и в балете, художественных и мультипликационных фильмах, шоу-представлениях по-
следнего времени) объясняется многозначностью, которую философия и психология ХХ века обозначают по-
нятием архетипа, сравнением вечных сюжетов и персонажей с мифологическими текстами. Изменчивость,
историческая подвижность коллективного восприятия подобных архетипов воздействует на режиссёрские ин-
терпретации классических опер, выступающих своеобразными трансляторами масштабных и далеко не всегда
осознаваемых эволюционных процессов коллективного мифотворчества.
Автор статьи в сравнительно-аналитическом ракурсе освещает российские и зарубежные музыкаль-
но-сценические постановки оперы «Кармен» Ж. Бизе 1950–1990-х годов. Это спектакли Большого театра
(В. Небольсин, 1956), Венской оперы (Г. фон Караян, 1967), Ф. Дзеффирелли в Арена ди Верона, а также
экранизации Ф. Дзеффирелли и Ф. Рози, балетная версия Р. Пети и другие. Интерпретации образа Кармен
(И. Архипова и Г. Бамбри, Д. Мигенес-Джонсон и Р. Жанмер) и Хозе (Р. Пети, П. Доминго) отражают смену
историко-культурных моделей в контексте непрерывно обновляющихся установок современного мифологи-
зированного сознания.

Ключевые слова: классическое оперное наследие, опера «Кармен» Ж. Бизе, режиссёрские сценические
интерпретации, киноопера, художественные архетипы общественного сознания ХХ века.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kosilkin, M. Y. (2017). «Кармен» Ж. Бизе: исполнительские интерпретации в контексте культуры. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 120–127. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.120-127
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Mikhail Yu. Kosilkin, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Косилкин Михаил Юрьевич, старший преподаватель кафедры оперной подготовки, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова (344002, г. Ростов-на-Дону, Россия), ORCID: 0000-0003-1152-0725, mkossi@mail.ru

Библиографические ссылки

1. Alfeyevskaya G. S. Karmen: intonatsii i smysly [Carmen: Intonations and Meanings]. Moscow: Kompozitor, 2004. 169 p.
2. Grigoryants T. A. Semiotika stzenicheskogo teksta [Semiotics of the Theatrical Text]. Vestnik Tomskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Stage University]. 2007. No. 304, pp. 66–69.
3. Parin A. V. Plasido Domingo – master peniya (Portret) [Placido Domingo, a Master of Singing]. Parin A. V. O penii, ob opere, o slave: interv’yu, portrety, retsenzii [About Singing, About Opera, About Fame: Interviews, Portraits, Reviews]. Moscow, 2003, pp. 107–115.
4. Raku M. G. Karmen na sovetskoy opernoy stzene [Carmen on the Soviet Opera Stage]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya: elektronnyy nauchnyy zhurnal [The Art of Music: Theory and History: Electronic Research Journal]. 2012. No. 4, pp. 98–123. URL: http://sias.ru/upload/iblock/133/raky/pdf. (10.05 2017).
5. Raku M. G. Muzykal’naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [Classical Music in the Myths Creation in the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 720 p.
6. Sokol’skaya A. A. Opernyy tekst kak fenomen interpretatsii: dis. kand. … iskusstvovedeniya [The Opera Text as a Phenomenon of Interpretation: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2004. 163 p.
7. Tsodokov E. S. Vizualizatsiya opery, ili Tipologiya opernoy rezhissury [A Visualization of Opera, or the Typology of Opera Production]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html. (11.05.2017).
8. Tsodokov E. S. Opera – ukhodyashchaya natura, ili Pominki po zhanru [Opera as a Departing Nature, or the Funeral Repast in Memory of the Genre]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html. (12.05.2017).
9. Amon R. Placido Domingo. Un coloso en el teatro del mundo [Placido Domingo. A Colossus in the Theater of the World]. Barcelona: Editorial Planeta, 2013. 320 p.
10 . Fiette A. Z. Jeanmaire – R. Petit: un patrimoine pour la danse [Jeanmaire – R. Petit: a Heritage for Dance]. 2nd Edition Paris: Somogy Editions, 2012. 374 p.
11. Ruggieri E. La Callas [The Callas]. 2nd Edition. Revised and Corrected. Paris: Michel Lafon, 2013. 264 p.
12. Uehling P. Karajan. Eine Biographie [Karajan. A Biography]. 3rd Edition Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2013. 416 S.