Камерная музыка для солирующего баяна и камерного оркестра Николая Шабалина в аспекте композиционной структуры

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Mikhail S. Trofimov

Аннотация

В центре внимания статьи – знаковое для музыкальной культуры Удмуртии сочинение Николая Шабалина
Камерная музыка для солирующего баяна и камерного оркестра (1983). Рассматривая особенности компози-
ционной организации, автор статьи стремится выявить новизну и индивидуализированность замысла данного
опуса и в то же время показать его преемственность по отношению к традициям жанра баянного концерта.
Выделяются три главные особенности произведения: камерное начало, трактуемое композитором, в первую
очередь, как субъективный тон высказывания; переосмысление роли солиста, ведущее к новому взаимоотно-
шению с оркестром, когда классическая диалогичность уступает место тенденции к слитности, единогласию;
одночастность, при которой тенденция к сквозному развитию соединяется с признаками цикличности.
Специфику
композиционной структуры определят взаимодействие классических принципов формообра-
зования (сонатности) и континуальной эволюционности (понятие В. Задерацкого). Большое внимание автор
статьи уделяет скрупулезной тематической работе композитора, который проецирует основную интонацион-
ную формулу произведения (квинта–тритон) на разные музыкальные уровни. В Камерной музыке… Н. Ша-
балина происходит органичное сочетание традиционного и новаторского, что приводит к обновлению самого
жанра баянного концерта.

Ключевые слова: композитор Николай Шабалин, концерт для баяна с оркестром, сонатная форма в баянном
репертуаре, композиторы Удмуртии.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Trofimov, M. S. (2017). Камерная музыка для солирующего баяна и камерного оркестра Николая Шабалина в аспекте композиционной структуры. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 108–113. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.108-113
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Mikhail S. Trofimov, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Трофимов Михаил Сергеевич, преподаватель кафедры народных инструментов, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (185031, г. Петрозаводск, Россия), ORCID: 0000-0001-5606-3711, trofimov_misha@mail.ru

Библиографические ссылки

1. Anisimova E. V. Zhanrovyy sintez v muzyke kompozitorov Udmurtii (na primere muzyki N. Shabalina) [Genre Synthesis in the Music by Composers of Udmurtia (on the Example of Music of N. Shabalin)]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [The Bulletin of Vyatka State Humanities University]. 2011, no. 3-2, pp. 162–165.
2. Zaderatskiy V. V. Muzykal’naya forma. Vyp. 2. [Musical Form. Issue 2]. Moscow: Muzyka, 2008. 528 p.
3. Lebedev A. E. Zhanr kontserta dlya bayana s orkestrom v otechestvennoy muzyke [The Genre of the Concerto for Button-Accordion and Orchestra in Russian Music]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2013. 530 p.
4. Tolkach Yu. N. Obretaya tvorcheskuyu zrelost’ [Acquiring Creative Maturity]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1992. No. 3, pp. 68–70.
5. Khakimova E. L. Kamerno-instrumental’naya muzyka kompozitorov Udmurtii: dis. …kand. iskusstvovedeniya [Chamber Instrumental Music by composers of Udmurtia: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2004. 289 p.