Жанр инструментальной «Книги» в музыке XX века: история с превращением

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia P. Khilko

Аннотация

В статье рассматриваются инструментальные «Книги» П. Булеза, Ф. Манури, В. Лютославского, П. Васкса
в аспекте жанрового единства. В отличие от барочных сборников пьес с одноимённым названием эти опусы
являются циклическими произведениями со сложной философской концепцией, зафиксированной в системе
новой грамматики.
Метафорическое название порождает внемузыкальные ассоциации. Для культур, сформированных рели-
гиями Писания, книга становится символом авторитетного слова. Каждый из композиторов избрал в качестве
модели свою великую Книгу. Булез и Манури вдохновились «Livre» С. Малларме. Лютославский и Васкс вы-
строили свои концепции по аналогии со Священными Писаниями.
Инструментальные «книги» этих авторов сложились разные типы циклов. Нелинейные циклы Булеза и
Манури организованы по принципу гипертекста. Линейные циклы Лютославского и Васкса характеризуются
закреплённой последовательностью частей и содержат интонационную фабулу.
Инструментальные «книги» ХХ века могут быть рассмотрены и как учебники по новым музыкальным
грамматикам, и как учения о гармонии мироздания.

Ключевые слова: «Книга для…», П. Булез «Книга для квартета», Ф. Манури «Клавиатурная книга»,
В. Лютославский «Книга для оркестра», П. Васкс «Книга для виолончели», сборник пьес, цикл.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Khilko, N. P. (2017). Жанр инструментальной «Книги» в музыке XX века: история с превращением. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 103–109. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.103-109
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Natalia P. Khilko, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Хилько Наталья Павловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Besedy Iriny Nikol’skoy s Vitol’dom Lyutoslavskim. Stat’i. Vospominaniya [Conversations of Irina Nikolskaya with Witold Lutoslawski. Articles. Memoirs]. Moscow: Tantra, 1995. 208 p.
2. Bulez P. Sonata “Chego ty khochesh’ ot menya” [Boulez, P. “Sonata, What do You Want from Me”]. Bulez P. Orientiry i Izbrannye stat’i [Boulez P. Orientations and Selected Articles]. Translated by B. Skuratov. Moscow, 2004, pp. 135–150.
3. Kar’er Zh. K.; Eko, U. Ne nadeytes’ izbavit’sya ot knig! [Carriére, Jean-Claude; Ecco, Umberto. This is not the End of the Book]. Interview with J. F. de Tonnac. Translation from French and notes by O. Akimova. St. Petersburg: Simpozium, 2010. 336 p.
4. Korobova A. G. Teoriya zhanrov v muzykal’noy nauke: istoriya i sovremennost’ [The Theory of Genres in Music Scholarship: History and Contemporaneity]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2007. 173 p.
5. Likhachev D. S. Zarozhdenie i razvitie zhanrov drevnerusskoy literatury [The Origins and Development of the Genres of Early Russian Literature]. Issledovaniya po drevnerusskoy literature [Research in Russian Literature]. Leningrad, 1986, pp. 79–95.
6. Mallarmе S. Pis’mo Polyu Verlenu (16 noyabrya 1885 goda) [Mallarmé, S. A Letter to Paul Verlaine (November 16, 1885)]. Mallarme S. Sochineniya v stikhakh i proze [Mallarmé, S. Works in Verse and Prose]. Moscow, 1995, pp. 409–414.
7. Rudnev V. P. Gipertekst [Hypertext]. Slovar’ kul’tury XX veka. Klyuchevye ponyatiya i teksty [Dictionary of 20th Century Culture. Focal Concepts and Texts]. Moscow, 2001, pp. 95–99.
8. Ruch’evskaya E. A. Tsikl kak zhanr i forma [The Cycle as a Genre and a Form]. Raboty raznykh let: sb. st. V 2 t. T. 1: Stat’i. Zametki. Vospominaniya [Works from Different Years: Collected Articles. In 2 Vol. Vol. 1: Articles. Notes. Memoirs]. St. Petersburg, 2011, pp. 456–486.
9. Tyupa V. I. Khudozhestvennyy diskurs (Vvedenie v teoriyu literatury) [The Artistic Discourse (An Introduction to the Theory of Literature)]. Tver: Tver State University, 2002. 80 p.
10. Khil’ko N. P. Odin syuzhet iz «Knigi dlya orkestra» V. Lyutoslavskogo [One Narrative from the “Livre pour orchestre” by Witold Lutosławski]. Voprosy muzykoznaniya i muzykal’nogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. [Questions of Musicology and Musical Education: Collection of Scholarly Works]. Issue 3. Vologda, 2007, pp. 90–96.
11. Khil’ko N. P. Instrumental’nye «knigi» V. Lyutoslavskogo i P. Vasksa: k probleme zhanroobrazovaniya v muzyke ХХ veka [The Instrumental “Books” by Witold Lutosławski and Peteris Vasks: Concerning the Issue of Genre Formation in 20th Century Music]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst: sb. st. [In the Space of Meanings: Text and Intertext: Compilation of Articles]. Petrozavodsk, 2016, pp. 103–114.
12. Khrushcheva N. A. Sluchaynost’ i poryadok: poetika Stefana Mallarme v «Molotke bez mastera» Buleza [Randomness and Order: the Poetics of Stéphane Mallarmé in Boulez’s “Le Marteau sans Maitre”]. Opera musicologica: nauchnyy zhurnal Sankt-Peterburgskoy konservatorii [Opera Musicologica: the Scholarly Journal of the Saint Petersburg Conservatory]. 2013. No. 1 (15), pp. 36–50.
13. Leleu J. L. Pierre Boulez “Livre pour Quatuor” revise [Pierre Boulez «Livre pour Quatuor» revised]. Pierre Boulez. Quatuor Diotima. “Livre pour Quatuor” revise (CD, Album). Megadisc Classics, 2015, pp. 28–35.
14. Manoury Ph. Le livre des claviers [The Book of Keyboards]. Les Percussions de Strasbourg, c’est un son. Edition 50th Anniversary. Les Oeuvres [The Strasbourg Percussion Ensemble: this is a Sound. Edition in Honor of the 50th Anniversary. Musical Compositions]. P. 26. URL: http://www.percussionsdestrasbourg.com/wp-content/uploads/2014/07/Livret_Percussions_de_Strasbourg_50e1.pdf (19. 04. 2017).