Жанр инструментальной «Книги» в музыке XX века: история с превращением
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются инструментальные «Книги» П. Булеза, Ф. Манури, В. Лютославского, П. Васкса
в аспекте жанрового единства. В отличие от барочных сборников пьес с одноимённым названием эти опусы
являются циклическими произведениями со сложной философской концепцией, зафиксированной в системе
новой грамматики.
Метафорическое название порождает внемузыкальные ассоциации. Для культур, сформированных рели-
гиями Писания, книга становится символом авторитетного слова. Каждый из композиторов избрал в качестве
модели свою великую Книгу. Булез и Манури вдохновились «Livre» С. Малларме. Лютославский и Васкс вы-
строили свои концепции по аналогии со Священными Писаниями.
Инструментальные «книги» этих авторов сложились разные типы циклов. Нелинейные циклы Булеза и
Манури организованы по принципу гипертекста. Линейные циклы Лютославского и Васкса характеризуются
закреплённой последовательностью частей и содержат интонационную фабулу.
Инструментальные «книги» ХХ века могут быть рассмотрены и как учебники по новым музыкальным
грамматикам, и как учения о гармонии мироздания.
Ключевые слова: «Книга для…», П. Булез «Книга для квартета», Ф. Манури «Клавиатурная книга»,
В. Лютославский «Книга для оркестра», П. Васкс «Книга для виолончели», сборник пьес, цикл.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bulez P. Sonata “Chego ty khochesh’ ot menya” [Boulez, P. “Sonata, What do You Want from Me”]. Bulez P. Orientiry i Izbrannye stat’i [Boulez P. Orientations and Selected Articles]. Translated by B. Skuratov. Moscow, 2004, pp. 135–150.
3. Kar’er Zh. K.; Eko, U. Ne nadeytes’ izbavit’sya ot knig! [Carriére, Jean-Claude; Ecco, Umberto. This is not the End of the Book]. Interview with J. F. de Tonnac. Translation from French and notes by O. Akimova. St. Petersburg: Simpozium, 2010. 336 p.
4. Korobova A. G. Teoriya zhanrov v muzykal’noy nauke: istoriya i sovremennost’ [The Theory of Genres in Music Scholarship: History and Contemporaneity]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2007. 173 p.
5. Likhachev D. S. Zarozhdenie i razvitie zhanrov drevnerusskoy literatury [The Origins and Development of the Genres of Early Russian Literature]. Issledovaniya po drevnerusskoy literature [Research in Russian Literature]. Leningrad, 1986, pp. 79–95.
6. Mallarmе S. Pis’mo Polyu Verlenu (16 noyabrya 1885 goda) [Mallarmé, S. A Letter to Paul Verlaine (November 16, 1885)]. Mallarme S. Sochineniya v stikhakh i proze [Mallarmé, S. Works in Verse and Prose]. Moscow, 1995, pp. 409–414.
7. Rudnev V. P. Gipertekst [Hypertext]. Slovar’ kul’tury XX veka. Klyuchevye ponyatiya i teksty [Dictionary of 20th Century Culture. Focal Concepts and Texts]. Moscow, 2001, pp. 95–99.
8. Ruch’evskaya E. A. Tsikl kak zhanr i forma [The Cycle as a Genre and a Form]. Raboty raznykh let: sb. st. V 2 t. T. 1: Stat’i. Zametki. Vospominaniya [Works from Different Years: Collected Articles. In 2 Vol. Vol. 1: Articles. Notes. Memoirs]. St. Petersburg, 2011, pp. 456–486.
9. Tyupa V. I. Khudozhestvennyy diskurs (Vvedenie v teoriyu literatury) [The Artistic Discourse (An Introduction to the Theory of Literature)]. Tver: Tver State University, 2002. 80 p.
10. Khil’ko N. P. Odin syuzhet iz «Knigi dlya orkestra» V. Lyutoslavskogo [One Narrative from the “Livre pour orchestre” by Witold Lutosławski]. Voprosy muzykoznaniya i muzykal’nogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. [Questions of Musicology and Musical Education: Collection of Scholarly Works]. Issue 3. Vologda, 2007, pp. 90–96.
11. Khil’ko N. P. Instrumental’nye «knigi» V. Lyutoslavskogo i P. Vasksa: k probleme zhanroobrazovaniya v muzyke ХХ veka [The Instrumental “Books” by Witold Lutosławski and Peteris Vasks: Concerning the Issue of Genre Formation in 20th Century Music]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst: sb. st. [In the Space of Meanings: Text and Intertext: Compilation of Articles]. Petrozavodsk, 2016, pp. 103–114.
12. Khrushcheva N. A. Sluchaynost’ i poryadok: poetika Stefana Mallarme v «Molotke bez mastera» Buleza [Randomness and Order: the Poetics of Stéphane Mallarmé in Boulez’s “Le Marteau sans Maitre”]. Opera musicologica: nauchnyy zhurnal Sankt-Peterburgskoy konservatorii [Opera Musicologica: the Scholarly Journal of the Saint Petersburg Conservatory]. 2013. No. 1 (15), pp. 36–50.
13. Leleu J. L. Pierre Boulez “Livre pour Quatuor” revise [Pierre Boulez «Livre pour Quatuor» revised]. Pierre Boulez. Quatuor Diotima. “Livre pour Quatuor” revise (CD, Album). Megadisc Classics, 2015, pp. 28–35.
14. Manoury Ph. Le livre des claviers [The Book of Keyboards]. Les Percussions de Strasbourg, c’est un son. Edition 50th Anniversary. Les Oeuvres [The Strasbourg Percussion Ensemble: this is a Sound. Edition in Honor of the 50th Anniversary. Musical Compositions]. P. 26. URL: http://www.percussionsdestrasbourg.com/wp-content/uploads/2014/07/Livret_Percussions_de_Strasbourg_50e1.pdf (19. 04. 2017).