Коммуникативно-стилевые аспекты арт-рока

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Valery N. Syrov

Аннотация

В эволюции рока выделяется момент, когда он из музыки развлекательно-танцевальной, «обиходной» пе-
рерождается в музыку «преподносимую», предполагающую иной уровень восприятия, близкий восприятию
произведения академической музыки. Арт-рок возник в Англии в конце 1960-х, пережил расцвет в первой по-
ловине 1970-х, быстро распространившись по всему миру. Интенсивная эволюция сопровождалась усложне-
нием всей его жанрово-стилевой системы, а также перестройкой коммуникативной цепочки, в первую очередь,
слушательского звена. Суть её заключалась в том, что на смену развлекающемуся потребителю с его рассе-
янным восприятием приходит мыслящий слушатель, для которого музыка – объект серьёзного размышления
и соответствующего восприятия. В статье рассматриваются основные формы рок-коммуникации: пленэрная,
впоследствии включившая и «стадионный» рок, клубная (или сейшная), концертная, связанная с концертным
залом или театральной сценой. Двум последним – клубной и концертной – суждено сыграть важную роль в
артизации и становлении рока как искусства. Важная роль в этом процессе принадлежит THE BEATLES, чьи
открытия впоследствии были развиты в творчестве KING CRIMSON, YES, JETHRO TULL, GENESIS, VAN
DER GRAAF GENERATOR, GENTLE GIANT и др.

Ключевые слова: арт-рок, прогрессив, рок-концерт, слушатель, музыкальное восприятие, The Beatles, рок
как искусство.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Syrov, V. N. (2017). Коммуникативно-стилевые аспекты арт-рока. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 27–34. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.027-034
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Valery N. Syrov, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Сыров Валерий Николаевич, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой
теории музыки

Библиографические ссылки

1. Kuz’mina V. A. Psikhodelicheskoe iskusstvo: mezhdu arkhaikoy i sovremennost’u [Psychodelic Art: Between the Archaic and Contemporaneity]. Moscow: State Institute of Art Studies, 2013. 204 p.
2. Makarov S. M. Shamany, masony, tsirk [Shamans, Masons, Circus]. Мoscow: KomKniga, 2006. 280 p.
3. Savitskaya E. A. Progressiv-rok. Geroi i sud’by [Progressive-Rock. Heroes and Destinies]. Моscow: Galin A. V., 2015. 304 p.
4. Savitskaya E. A. Rok-muzyka kak systema stylevykh koordinat [Rock-Music as a System of Style Coordinates]. Observatoriya kul’tury [Observatory of Culture]. 2013. No. 1, pp. 57–65.
5. Slyn’ko O. U. Progressiv-rok kak tvorcheskiy eksperiment: diplomnaya rabota. Rukopis’ [Progressive-Rock as a Creative Experiment: Diploma Thesis. Manuscript]. Nizhny Novgorod, 2017. 78 p. The manuscript is preserved in the library of the Nizhny Novgorod State Conservatory.
6. Syrov V. N. Ot razvlecheniya – k iskusstvu, ili Novye kommunikativnye konteksty roka [From Entertainment to Art, or the New Communicative Contexts of Rock]. Razvlechenie i iskusstvo [Entertainment and Art]. Моscow: State Institute of Art Studies, 2008, pp. 470–481.
7. Syrov V. N. Stilevye metamorfosy roka [Stylistic Metamorphoses of Rock]. St. Peterburg: Kompozitor-Sankt-Peterburg, 2008. 312 p.
8. Chernyshov A. V. Media-muzyka na TV [Media-Music on TV]. Мoscow: Publishing house of Moscow University, 2009. 112 p.
9. Shak T. F. Muzyka v strukture mediateksta [Music in the Structure of Media-Text]. Krasnodar: Publishing House of the Krasnodar State University of Culture and Arts, 2010. 326 p.
10. Sheffner N. Blyudtse polnoe chudes. Odisseya «Pink Floyd» [A Saucer Full of Miracles. The Odyssey of “Pink Floyd”]. Мoscow: The Sergey Kozlov Publishing House, 1998. 368 p.
11. Biamonte N. Formal Functions of Metric Dissonance in Rock Music. Music Theory Online. 2014. No. 20 (2) – 1.
12. Everett W. Fantastic Remembrance in John Lennon’s “Strawberry Fields Forever” and “Julia”. Musical Quarterly. 1986. No. 3, pp. 360–393.
13. Everett W. The Beatles as Musicians: The Quarry Men through Rubber Soul. Oxford University Press. 2001. 472 p.
14. Gracyk Th. Listening to Popular Music. University of Michigan Press, 2007. 245 p.
15. Hegarty P., Halliwell M. Beyond and Before: Progressive Rock since the 1960s. NY; L., 2011. 328 p.
16. Huovinen E. Levels and Kinds of Listeners’ Musical Understanding. The British Journal of Aesthetics. 2008. No. 48 (3), pp. 315–337.
17. Leroy A. Rock Progressif. Gemenos, France, 2011. 455 p.
18. Lucky J. The Progressive Rock Handbook. Pap/Com edition, 2008. 456 p.
19. Snyder C. The Strawberry Bricks Guide to Progressive Rock. L., 2008. 364 p.