Коммуникативно-стилевые аспекты арт-рока
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В эволюции рока выделяется момент, когда он из музыки развлекательно-танцевальной, «обиходной» пе-
рерождается в музыку «преподносимую», предполагающую иной уровень восприятия, близкий восприятию
произведения академической музыки. Арт-рок возник в Англии в конце 1960-х, пережил расцвет в первой по-
ловине 1970-х, быстро распространившись по всему миру. Интенсивная эволюция сопровождалась усложне-
нием всей его жанрово-стилевой системы, а также перестройкой коммуникативной цепочки, в первую очередь,
слушательского звена. Суть её заключалась в том, что на смену развлекающемуся потребителю с его рассе-
янным восприятием приходит мыслящий слушатель, для которого музыка – объект серьёзного размышления
и соответствующего восприятия. В статье рассматриваются основные формы рок-коммуникации: пленэрная,
впоследствии включившая и «стадионный» рок, клубная (или сейшная), концертная, связанная с концертным
залом или театральной сценой. Двум последним – клубной и концертной – суждено сыграть важную роль в
артизации и становлении рока как искусства. Важная роль в этом процессе принадлежит THE BEATLES, чьи
открытия впоследствии были развиты в творчестве KING CRIMSON, YES, JETHRO TULL, GENESIS, VAN
DER GRAAF GENERATOR, GENTLE GIANT и др.
Ключевые слова: арт-рок, прогрессив, рок-концерт, слушатель, музыкальное восприятие, The Beatles, рок
как искусство.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Makarov S. M. Shamany, masony, tsirk [Shamans, Masons, Circus]. Мoscow: KomKniga, 2006. 280 p.
3. Savitskaya E. A. Progressiv-rok. Geroi i sud’by [Progressive-Rock. Heroes and Destinies]. Моscow: Galin A. V., 2015. 304 p.
4. Savitskaya E. A. Rok-muzyka kak systema stylevykh koordinat [Rock-Music as a System of Style Coordinates]. Observatoriya kul’tury [Observatory of Culture]. 2013. No. 1, pp. 57–65.
5. Slyn’ko O. U. Progressiv-rok kak tvorcheskiy eksperiment: diplomnaya rabota. Rukopis’ [Progressive-Rock as a Creative Experiment: Diploma Thesis. Manuscript]. Nizhny Novgorod, 2017. 78 p. The manuscript is preserved in the library of the Nizhny Novgorod State Conservatory.
6. Syrov V. N. Ot razvlecheniya – k iskusstvu, ili Novye kommunikativnye konteksty roka [From Entertainment to Art, or the New Communicative Contexts of Rock]. Razvlechenie i iskusstvo [Entertainment and Art]. Моscow: State Institute of Art Studies, 2008, pp. 470–481.
7. Syrov V. N. Stilevye metamorfosy roka [Stylistic Metamorphoses of Rock]. St. Peterburg: Kompozitor-Sankt-Peterburg, 2008. 312 p.
8. Chernyshov A. V. Media-muzyka na TV [Media-Music on TV]. Мoscow: Publishing house of Moscow University, 2009. 112 p.
9. Shak T. F. Muzyka v strukture mediateksta [Music in the Structure of Media-Text]. Krasnodar: Publishing House of the Krasnodar State University of Culture and Arts, 2010. 326 p.
10. Sheffner N. Blyudtse polnoe chudes. Odisseya «Pink Floyd» [A Saucer Full of Miracles. The Odyssey of “Pink Floyd”]. Мoscow: The Sergey Kozlov Publishing House, 1998. 368 p.
11. Biamonte N. Formal Functions of Metric Dissonance in Rock Music. Music Theory Online. 2014. No. 20 (2) – 1.
12. Everett W. Fantastic Remembrance in John Lennon’s “Strawberry Fields Forever” and “Julia”. Musical Quarterly. 1986. No. 3, pp. 360–393.
13. Everett W. The Beatles as Musicians: The Quarry Men through Rubber Soul. Oxford University Press. 2001. 472 p.
14. Gracyk Th. Listening to Popular Music. University of Michigan Press, 2007. 245 p.
15. Hegarty P., Halliwell M. Beyond and Before: Progressive Rock since the 1960s. NY; L., 2011. 328 p.
16. Huovinen E. Levels and Kinds of Listeners’ Musical Understanding. The British Journal of Aesthetics. 2008. No. 48 (3), pp. 315–337.
17. Leroy A. Rock Progressif. Gemenos, France, 2011. 455 p.
18. Lucky J. The Progressive Rock Handbook. Pap/Com edition, 2008. 456 p.
19. Snyder C. The Strawberry Bricks Guide to Progressive Rock. L., 2008. 364 p.