Семантика тональностей в музыке Н. А. Римского-Корсакова
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования семантики тональностей в музыке Н. А. Римского-Корсакова. В качестве факторов, влияющих на формирование семантики тональностей, отмечаются личностные особенности композитора, такие как абсолютный слух, способность к цветовому звукосозерцанию, синестезийное восприятие; его художественные предпочтения, влияние эстетических, мировоззренческих позиций на отношение к тональности. Один из главных источников осмысления тональной семантики как важного смыслообразующего компонента – контекст культуры в разных её проявлениях.
Ключевые слова: Николай Андреевич Римский-Корсаков, музыка XX века, семантика тональностей, синестезия
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asaf'ev B. Russkaya zhivopis'. Mysli i dumy. — M.; L., 1966.
3. Asaf'ev B. Mazurki Shopena // Asaf'ev B. Izbrannye trudy. T. 4. — M., 1955.
4. Asaf'ev B. Simfonicheskie etyudy. — Pg., 1922.
5. Vanechkina I., Galeev B. «Tsvetnoy slukh» v tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova // Russkaya muzyka XVIII—XX vekov. Kul'tura i traditsii. — Kazan', 2003.
6. Vanslov V. Izobrazitel'noe iskusstvo i muzyka. — L., 1977.
7. Volgusnov A. O tonal'nom kolorite i sferakh primeneniya tonal'nostey // Sovremennye problemy metodologii, teorii i praktiki muzykal'nogo obrazovaniya: tez. dokl. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. — Chelyabinsk, 2004. — S. 3—5.
8. Galeev B. Iskusstvo kosmicheskogo veka. — Kazan', 2002.
9. Galeev B. Svetomuzyka: stanovlenie i sushchnost' novogo iskusstva. — Kazan', 1976.
10. Gachev G. Muzyka i svetovaya tsivilizatsiya // Muzykal'naya akademiya. — 1993. — № 2. — S. 131—138.
11. Zenkin K. Miniatyura — romanticheskaya kartina mira // Sov. muzyka. — 1988. — № 2. — S. 114—118.
12. Yiranek Ya. Intonatsiya kak spetsificheskaya forma osmysleniya muzyki. Ch. 2. // Sov. muzyka. — 1988. — № 12. — S. 102—106.
13. Kandinskiy A. Istoriya russkoy muzyki. T. 2. — M., 1984.
14. Kirillina L. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII — nachala XIX vekov: samosoznanie epokhi i muzykal'naya praktika. — M., 1996.
15. Melik-Pashaev A. Esteticheskoe otnoshenie k zhizni kak pervoosnova sposobnostey k khudozhestvennomu tvorchestvu // Khudozhestvennoe tvorchestvo. Voprosy kompleksnogo izucheniya. — L., 1983. — S. 212—216.
16. Messian O. Protivodeystviya // Sov. muzyka. — 1988. — № 12. — S. 114—115.
17. Mikhaylov A. Rimskiy-Korsakov i Balakirev // N. A. Rimskiy-Korsakov: nauch. tr. MGK im. P. I. Chaykovskogo. — M., 2000. — Sb. 30. — S. 79—94.
18. Musatov D. Ot istorii k mifu: muzykal'naya drama N. A. Rimskogo-Korsakova «Tsarskaya nevesta» // Sovremennye problemy metodologii, teorii i praktiki muzykal'nogo obrazovaniya: tez. dokl. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. — Chelyabinsk, 2004. — S. 11—13.
19. Nazaykinskiy E. Zvukovoy mir muzyki. — M., 1988.
20. Rags Yu., Nazaykinskiy E. O khudozhestvennykh vozmozhnostyakh sinteza muzyki i tsveta (na materiale analiza simfonicheskoy poemy «Prometey» A. N. Skryabina) // Muzykal'noe iskusstvo i nauka. — M., 1970. — Vyp. 1. — S. 166—190.
21. Rimskiy-Korsakov A. N. N. A. Rimskiy-Korsakov. — M., 1946. — Vyp. 4.
22. Rimskiy-Korsakov A. N. N. A. Rimskiy-Korsakov. — M., 1946. — Vyp. 5.
23. Rimskiy-Korsakov N. A. Letopis' moey muzykal'noy zhizni. — M., 1980.
24. Rimskiy-Korsakov N. A. Muzykal'nye stat'i i zametki (1869—1907). — SPb., 1911.
25. Serebryakova L. Obraz bytiya v khudozhestvennoy kartine mira N. A. Rimskogo-Korsakova // Russkaya khudozhestvennaya kul'tura vtoroy poloviny XIX veka. — M., 1991.
26. Starcheus M. Slukh muzykanta. — M., 2003.
27. Stranitsy zhizni N. A. Rimskogo-Korsakova. Letopis' zhizni i tvorchestva / sost. A. A. Orlova, V. N. Rimskiy-Korsakov. — L., 1971. — Vyp. 2.
28. Taraeva G. Soderzhanie muzyki i muzykal'naya semantika v istoriko-kul'turnoy dinamike // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. III vseros. nauch.-prakt. konf. — Ufa, 2005. — S. 26—48.
29. Teplov B. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. — M.; L., 1947.
30. Trubachev S. Muzykal'nyy mir P. A. Florenskogo // Sov. muzyka. — 1988. — № 8. — S. 81—89.
31. Tyshko S. Natsional'nyy stil' russkoy opery: aspekty sistematizatsii // Istoricheskie i teoreticheskie problemy muzykal'nogo stilya: sb. nauch. tr. — Kiev, 1993. — S. 2—22.
32. Tyut'manov I. Gamma ton-poluton kak naibolee kharakternyy tip umen'shennogo lada, primenyaemogo v tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova // Nauchno-metodicheskie zapiski. — Saratov, 1959. — Vyp. 3. — S. 109—155.
33. Khlebnikov V. Proza. — M., 1990.
34. Kholopov Yu. Vyrazitel'nost' tonal'nykh struktur u P. I. Chaykovskogo // Problemy muzykal'noy nauki. — M., 1973. — Vyp. 2.
35. Kholopova V. Muzyka kak vid iskusstva. — SPb., 2000.
36. Tsvetaeva A., Saradzhev N. Master volshebnogo zvona. — M., 1986.
37. Tsukkerman V. Muzykal'no-teoreticheskie ocherki i etyudy. — M., 1975. — Vyp. 2.
38. Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. — M., 1994.
39. Shaymukhametova L. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. III vseros. nauch.-prakt. konf. — Ufa, 2005. — S. 81—102.
40. Shak T. Garmonicheskaya sistema v opernoy dramaturgii N. A. Rimskogo-Korsakova. — Krasnodar, 2003.
41. Shuman R. Kharakteristika tonal'nostey // Istoriya estetiki. V 5 t. T. 3. — M., 1967.
42. Yastrebtsev V. Rimskiy-Korsakov: vospominaniya: v 2 t. — L., 1958.