Семантика тональностей в музыке Н. А. Римского-Корсакова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga A. Bosina

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования семантики тональностей в музыке Н. А. Римского-Корсакова. В качестве факторов, влияющих на формирование семантики тональностей, отмечаются личностные особенности композитора, такие как абсолютный слух, способность к цветовому звукосозерцанию, синестезийное восприятие; его художественные предпочтения, влияние эстетических, мировоззренческих позиций на отношение к тональности. Один из главных источников осмысления тональной семантики как важного смыслообразующего компонента – контекст культуры в разных её проявлениях.

Ключевые слова: Николай Андреевич Римский-Корсаков, музыка XX века, семантика тональностей, синестезия

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Bosina, O. A. (2007). Семантика тональностей в музыке Н. А. Римского-Корсакова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 1(1), 67–77. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/814
Раздел
Теоретические проблемы музыкального содержания
Биография автора

Olga A. Bosina, Красноярская государственная академия музыки и театра

Бозина Ольга Аркадьевна – 
преподаватель Красноярской государственной
академии музыки и театра, аспирантка
Астраханской государственной консерватории

Библиографические ссылки

1. Andreev D. Roza mira. — M., 2001.
2. Asaf'ev B. Russkaya zhivopis'. Mysli i dumy. — M.; L., 1966.
3. Asaf'ev B. Mazurki Shopena // Asaf'ev B. Izbrannye trudy. T. 4. — M., 1955.
4. Asaf'ev B. Simfonicheskie etyudy. — Pg., 1922.
5. Vanechkina I., Galeev B. «Tsvetnoy slukh» v tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova // Russkaya muzyka XVIII—XX vekov. Kul'tura i traditsii. — Kazan', 2003.
6. Vanslov V. Izobrazitel'noe iskusstvo i muzyka. — L., 1977.
7. Volgusnov A. O tonal'nom kolorite i sferakh primeneniya tonal'nostey // Sovremennye problemy metodologii, teorii i praktiki muzykal'nogo obrazovaniya: tez. dokl. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. — Chelyabinsk, 2004. — S. 3—5.
8. Galeev B. Iskusstvo kosmicheskogo veka. — Kazan', 2002.
9. Galeev B. Svetomuzyka: stanovlenie i sushchnost' novogo iskusstva. — Kazan', 1976.
10. Gachev G. Muzyka i svetovaya tsivilizatsiya // Muzykal'naya akademiya. — 1993. — № 2. — S. 131—138.
11. Zenkin K. Miniatyura — romanticheskaya kartina mira // Sov. muzyka. — 1988. — № 2. — S. 114—118.
12. Yiranek Ya. Intonatsiya kak spetsificheskaya forma osmysleniya muzyki. Ch. 2. // Sov. muzyka. — 1988. — № 12. — S. 102—106.
13. Kandinskiy A. Istoriya russkoy muzyki. T. 2. — M., 1984.
14. Kirillina L. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII — nachala XIX vekov: samosoznanie epokhi i muzykal'naya praktika. — M., 1996.
15. Melik-Pashaev A. Esteticheskoe otnoshenie k zhizni kak pervoosnova sposobnostey k khudozhestvennomu tvorchestvu // Khudozhestvennoe tvorchestvo. Voprosy kompleksnogo izucheniya. — L., 1983. — S. 212—216.
16. Messian O. Protivodeystviya // Sov. muzyka. — 1988. — № 12. — S. 114—115.
17. Mikhaylov A. Rimskiy-Korsakov i Balakirev // N. A. Rimskiy-Korsakov: nauch. tr. MGK im. P. I. Chaykovskogo. — M., 2000. — Sb. 30. — S. 79—94.
18. Musatov D. Ot istorii k mifu: muzykal'naya drama N. A. Rimskogo-Korsakova «Tsarskaya nevesta» // Sovremennye problemy metodologii, teorii i praktiki muzykal'nogo obrazovaniya: tez. dokl. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. — Chelyabinsk, 2004. — S. 11—13.
19. Nazaykinskiy E. Zvukovoy mir muzyki. — M., 1988.
20. Rags Yu., Nazaykinskiy E. O khudozhestvennykh vozmozhnostyakh sinteza muzyki i tsveta (na materiale analiza simfonicheskoy poemy «Prometey» A. N. Skryabina) // Muzykal'noe iskusstvo i nauka. — M., 1970. — Vyp. 1. — S. 166—190.
21. Rimskiy-Korsakov A. N. N. A. Rimskiy-Korsakov. — M., 1946. — Vyp. 4.
22. Rimskiy-Korsakov A. N. N. A. Rimskiy-Korsakov. — M., 1946. — Vyp. 5.
23. Rimskiy-Korsakov N. A. Letopis' moey muzykal'noy zhizni. — M., 1980.
24. Rimskiy-Korsakov N. A. Muzykal'nye stat'i i zametki (1869—1907). — SPb., 1911.
25. Serebryakova L. Obraz bytiya v khudozhestvennoy kartine mira N. A. Rimskogo-Korsakova // Russkaya khudozhestvennaya kul'tura vtoroy poloviny XIX veka. — M., 1991.
26. Starcheus M. Slukh muzykanta. — M., 2003.
27. Stranitsy zhizni N. A. Rimskogo-Korsakova. Letopis' zhizni i tvorchestva / sost. A. A. Orlova, V. N. Rimskiy-Korsakov. — L., 1971. — Vyp. 2.
28. Taraeva G. Soderzhanie muzyki i muzykal'naya semantika v istoriko-kul'turnoy dinamike // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. III vseros. nauch.-prakt. konf. — Ufa, 2005. — S. 26—48.
29. Teplov B. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. — M.; L., 1947.
30. Trubachev S. Muzykal'nyy mir P. A. Florenskogo // Sov. muzyka. — 1988. — № 8. — S. 81—89.
31. Tyshko S. Natsional'nyy stil' russkoy opery: aspekty sistematizatsii // Istoricheskie i teoreticheskie problemy muzykal'nogo stilya: sb. nauch. tr. — Kiev, 1993. — S. 2—22.
32. Tyut'manov I. Gamma ton-poluton kak naibolee kharakternyy tip umen'shennogo lada, primenyaemogo v tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova // Nauchno-metodicheskie zapiski. — Saratov, 1959. — Vyp. 3. — S. 109—155.
33. Khlebnikov V. Proza. — M., 1990.
34. Kholopov Yu. Vyrazitel'nost' tonal'nykh struktur u P. I. Chaykovskogo // Problemy muzykal'noy nauki. — M., 1973. — Vyp. 2.
35. Kholopova V. Muzyka kak vid iskusstva. — SPb., 2000.
36. Tsvetaeva A., Saradzhev N. Master volshebnogo zvona. — M., 1986.
37. Tsukkerman V. Muzykal'no-teoreticheskie ocherki i etyudy. — M., 1975. — Vyp. 2.
38. Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. — M., 1994.
39. Shaymukhametova L. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika: mater. III vseros. nauch.-prakt. konf. — Ufa, 2005. — S. 81—102.
40. Shak T. Garmonicheskaya sistema v opernoy dramaturgii N. A. Rimskogo-Korsakova. — Krasnodar, 2003.
41. Shuman R. Kharakteristika tonal'nostey // Istoriya estetiki. V 5 t. T. 3. — M., 1967.
42. Yastrebtsev V. Rimskiy-Korsakov: vospominaniya: v 2 t. — L., 1958.