На языке полуправды: музыкально-театральная сцена Хабаровска 1930-х годов как платформа антирелигиозной пропаганды
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена изучению пропагандистских идей и методов отечественного искусства 1930-х годов на
примере музыкальной комедии Д. Д. Пекарского «Миллион Антониев». Потребность в обновлении репер-
туара Хабаровского театра музыкальной комедии способствовала обращению дальневосточного компози-
тора к изданию Союза воинствующих безбожников и возникновению музыкально-театрального сочинения,
максимально соответствующего утвердившейся десятилетием ранее агитационной концепции искусства
(понятие Е. С. Власовой). Воспринявший антирелигиозную и антиклерикальную установку композитор
реализует заложенные в литературном первоисточнике идеи: опровержения религиозного знания посред-
ством научного знания, маскарада как образа жизни и служения верующих клириков и мирян, смешения ду-
ховного с коммерцией и политикой. Анализ отдельных сольных и хоровых номеров музыкальной комедии
Пекарского показал, что образы церковных служителей и жертвователей, представленных «классовыми
врагами», гротескно искажены, дополнены негативными штрихами, при этом сохранена иллюзия реали-
стичности изображения. При таком подходе обнаруживается феномен полуправды, позволявший власти в
рассматриваемый исторический период воздействовать на сознание граждан. Современное гуманитарное
знание включает в себя концепции, согласно которым антирелигиозная тематика произведений искусства
вынуждает эти произведения вступать в противоречие с собственной природой, препятствуя их жизнеспо-
собности.
Ключевые слова: Д. Пекарский, музыкальная комедия «Миллион Антониев», Хабаровский театр музы-
кальной комедии, антирелигиозная пропаганда в искусстве, советское искусство, агитационное искусство, му-
зыкальный гротеск.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bulavin M. V. Metody antireligioznoy propagandy v deyatel'nosti Soyuza voinstvuyushchikh bezbozhnikov na Srednem Urale [Methods of Anti- Religious Propaganda in the Activities of the Militant Atheists’ Union of the Mid-Urals Region]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [The Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Culturology and Art Studies. Questions of Theory and Practice]. 2011, No. 5 (11), Part 4, pp. 36–42.
3. Vlasova E. S. 1948 god v sovetskoy muzyke. Dokumentirovannoe issledovanie [The Year 1948 in Soviet Music. Documented Research]. Moscow: Klassika-XXI, 2010. 456 p.
4. Vlasova E. S. Sovetskoe muzykal'noe iskusstvo stalinskogo perioda. Bor'ba agitatsionnoy i khudozhestvennoy kontseptsiy: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedenia [Soviet Music of the Stalin Period. The Struggle between Ideological and Artistic Conceptions: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2010, 40 p.
5. Gradov G. Ya., Orlov Vl. Million Antoniev: p'esa v 4 d. [A Million Anthonies: Play in 4 Acts]. Moscow: Tsentral'nyy sovet Soyuza voinstvuyushchikh bezbozhnikov SSSR, 1931. 64 p.
6. Zhukovsky V. I., Koptseva N. P. Religiya i proizvedenie iskusstva [Religion and Works of Art]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Krasnoyarsk State University]. 2006, No. 10, pp. 3–10.
7. Maklygin A. L. Muzykal'nye kul'tury Srednego Povolzh'ya. Stanovlenie professionalizma [Musical Cultures of the Central Volga Region: The Formation of Professionalism]. Kazan: Kazan State Conservatory, 2000. 311 p.
8. Muzyka vmesto sumbura: Kompozitory i muzykanty v Strane Sovetov. 1917–1991 [Music Instead of Confusion: Composers and Musicians in the Soviet Union. 1917–1991]. Compl. by L. V. Maksimenkov. Moscow: Mezhdunarodnyy fond «Demokratiya», 2013. 864 p. (Rossiya. XX vek. Dokumenty [Russia. The 20th Century. Documents]).
9. Pryazhennikova M. V. Propaganda bezbozhiya v Vostochnom Zabaykalye v 1920–1930-kh gg. [Propaganda of Atheism in the Eastern Trans-Baikal Region in the 1920s and 1930s]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Culturology and Art Studies. Questions of Theory and Practice]. 2012, No. 12 (26). Part 2, pp. 158– 162.
10. Slezin A. A. Komsomol protiv religii: metamorfozy 1950-kh godov [The Communist Youth League against Religion: the Metamorphoses of the 1950s]. Ibid. 2016, No. 9 (71), pp. 183–187.
11. Solomonova N. A. Razmyshlyaya o yubilee [Reflecting on the Anniversary]. Muzykal'naya kul'tura Dal'nego Vostoka: mat. regional'noy nauch.-prakt. konf., posvyashch. 40-letiyu dal'nevostochnoy organizatsii Soyuza kompozitorov Rossii [Musical Culture of the Far East: Materials of the Regional Scholarly-Practical Conference Commemorating the 40th Anniversary of the Establishment of the Far Eastern Section of the Composers’ Union]. Issue 2. Khabarovsk: Khabarovsk State Institute of the Arts and Culture, 2001, pp. 3–12.
12. Cherkasov N. K. Zapiski sovetskogo aktera [Notes of a Soviet Actor]. Moscow: Iskusstvo, 1953. 386 p.
13. Chistova T. Yu. Tendentsii razvitiya operetty v sovetskoy kul'ture: 1930–1950-e gg.: avtoref. dis. … kand. kul'turologii [Trends in the Development of Operetta in Soviet Culture: from the 1930s to the 1950s: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Culturology]. Moscow, 2012. 20 p.
14. Shakhnazarova N. G. Paradoksy sovetskoy muzykal'noy kul'tury. 30-e gody [The Paradoxes of Soviet Musical Culture. The 1930s]. Moscow: Indrik, 2001. 128 p.