Традиции игры на рояльной гармонике (Липецкая и Воронежская области)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена елецкой рояльной гармонике – традици-
онному музыкальному инструменту, получившему широкое
распространение на территории Липецкой области и север-
ных районов Воронежской. Рояльная гармоника сохранилась
во всех сферах художественной деятельности благодаря вы-
сокому качеству производства и эталонным для данной ло-
кальной традиции конструктивным и темброво-тесситурным
характеристикам. Инструментально-вокально-хореографиче-
ские формы в составе жанров музыкального фольклора Ли-
пецкой области и северных районов Воронежской области с
30-х годов XX века и до настоящего времени занимают цен-
тральное положение. В традиции наблюдается большое раз-
нообразие вариантов наигрышей, выявляются две жанровые
группы наигрышей: «под пляску» и «под проходку». Среди
инструментальных ансамблей в составе с рояльной гармо-
никой особой яркостью и выразительностью обладает дуэт
– рояльная гармоника и бубен, активно бытующий в южном
ареале. По степени владения инструментом выделяются два
стиля игры – «простая игра» и «игра с переборами». «Про-
стая» показательна в отношении сохранения (или воплоще-
ния) особенностей «старинной игры» – «как раньше играли».
«Игра с переборами» определяет исполнительские варианты
традиционных наигрышей в интерпретации гармонистов-
виртуозов, представляет различные приёмы варьирования.
Начиная с первых моделей, в рояльной гармонике были зало-
жены конструктивные особенности, определившие технику
игры на инструменте.
Ключевые слова: елецкая рояльная гармоника, фольклор
Липецкой и Воронежской областей, русские народные наи-
грыши, «игра с переборами»
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bogina E. G. “Stradaniya na tri chetverti”. Ob odnoy iz neplyasovykh chastushechnykh form Verhnego Podon’ya [“Suffering in Three Quarters”. Concerning One of the Non- Dance Forms of the Chastushkas in the Upper Don Region]. Fol’klor: istoricheskaya traditsiya i sovremennye polevye issledovaniya: mater. Chetvertoy mezhdunar. nauch. konf. pamyati A. V. Rudnevoy [Folk Music: Historical Tradition and Modern Areal Researches. Materials from the Fourth International Musicological Conference in Commemoration of A.V. Rudneva]. Edited and Compiled by N. N. Gilyarova and E. V. Biteryakova. Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory Press, 2012, pp. 84–91.
3. Bogina E. G. Fenomen “chastushechnogo” zvuka (po materialam Moskovskoy konservatorii 1993–2002 gg. [The Phenomenon of the “Chastushka” Sound (Based on Materials of Moscow Conservatory 1993–2002)]. Zvuk v traditsionnoy narodnoy kul’ture [Sound in Traditional Folk Culture] Moscow: Nauchtekhlitizdat, 2004, pp. 194–208.
4. Vertkov K. A. Russkie narodnye muzykal’nye instrumenty [Russian Folk Musical Instruments]. Leningrad: Muzyka Press, 1975. 280 p.
5. Mekhnetsov A. A. Kirillovskaya garmon’-khromka v traditsionnoy kul’ture Belozer’ya [The Kirillov Accordion- Khromka in the Traditional Musical Culture of Belozerye]. Scholarly Editor I. S. Popova. Vologda: Vologda Regional Scholarly-Methodical Center of Culture and Developing Qualifications, 2005. 220 p.
6. Mirek A. M. Garmonika. Proshloe i nastoyashchee: Nauchno-istoricheskaya entsiklopedicheskaya kniga [The Harmonica. Past and Present: Academic Historical Encyclopedic Book]. Moscow: Muzyka Press, 1994. 534 p.
7. Mirek A. M. Spravochnik po garmonikam [Reference Book on the Harmonica]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 130 p.
8. Novosel’skiya A. A. Kniga o garmonike [A Book on the Harmonica]. Moscow; Leningrad: Izdaniye Narkomata Mestnoy Promyshlenosti RSFSR Press, 1936. 92 p.
9. Petrova E. M. Royal’naya garmonika: konstruktivnye osobennosti, traditsionnyy promysel i tekhnologiya proizvodstva [The Piano Harmonica: Features of Construction, Traditional Trade and Technology of Production]. Narodnaya traditsionnaya kul’tura v obrazovatel’nykh programmakh i nauchnykh issledovaniyakh: sbornik mater. Vseros. konf. 2008–2010 godov [The Traditional Culture of Folk Music in Educational Programs and Scholarly Studies: Compilation of Articles from the Russian Conference 2008–2010]. Executive editor I. B. Teplova. St.Petersburg: Publishing Polytechnic University, pp. 576–604.
10. Smirnov B. F. Iskusstvo sel’skikh garmonistov [The Art of Village Harmonica Players]. Moscow: Sovetskiy kompozytor Press, 1962. 171 p.
11. Shchurov V. M. Zhanry russkogo muzykal’nogo fol’klora: uchebnoe posobie [Genres of Russian Folk Music: Tutorial Manual]. In Two Volumes. Moscow: Muzyka Press, 2007. Vol. 1. 400 p.; Vol. 2. 656 p.