Основные аспекты влияния Джузеппе Тартини на скрипичные сонаты Ивана Хандошкина
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Выдающий русский скрипач Иван Хандошкин глубоко постиг традиции итальянских музыкантов, оказав-
ших влияние на его творчество и исполнительство. Наибольший интерес он проявил к достижениям вели-
кого Джузеппе Тартини. Автор статьи, рассматривая сонаты Хандошкина, показывает их близость эстетике,
композиционным приёмам Тартини. Наряду с общими тенденциями техники смычка, трактовки скрипич-
ного тембра, расширения диапазона инструмента, выделены наиболее существенные аспекты воздействия
Тартини: тяготение к итальянскому стилю concitato (в частности, использование диссонирующих интерва-
лов); опора на особенности оперного речитатива; воплощение специфики оперного стиля lamento; передача
вокальной природы народной мелодики; балансирование между чёткой структурной организацией (с глу-
бокими контрастами разделов) и сквозным развитием; расширение технических возможностей правой руки
(обогащение штрихов). Особое внимание автор статьи уделяет каденциям Хандошкина, усматривая и в этой
сфере следование методам Тартини. Так, указание Хандошкиным fermata (либо выдержанной ноты) в конце
музыкальной фразы или раздела подразумевает импровизацию исполнителя, выполняющую как декоратив-
ную, так и формообразующую функции. Углубляя выразительные возможности скрипки и внедряя новые
исполнительские приёмы, Хандошкин первым развил жанр скрипичной сонаты. Это стало возможным бла-
годаря его уникальному таланту объединения собственных практических навыков с западноевропейскими
исполнительскими новациями.
Ключевые слова: Иван Хандошкин, Джузеппе Тартини, русская скрипичная школа, итальянская скрипич-
ная школа, сольная скрипичная соната, скрипичная техника.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ginzburg L. S., Grigoriev V. Yu. Istoriya skripichnogo iskusstva [History of the Art of the Violin]. Issue 1. Moscow: Muzyka, 1990. 303 p.
3. Khandoshkin I. E. Sochineniya [Compositions]. Pamyatniki russkogo muzykal'nogo iskusstva [Monuments of the Art of Russian Music]. Issue 12. Compilation by I. M. Yampolskiy and B. V. Dobrokhotov. Moscow: Muzyka, 1988. 288 p.
4. Fesechko G. F. Ivan Evstafievich Khandoshkin: monograficheskiy ocherk [Ivan Evstafievich Khandoshkin: a Monographic Essay]. Leningrad: Muzyka, 1972. 88 p.
5. Kovalyov K. P. Imena i litsa russkoy kul'tury: Ivan Evstafievich Khandoshkin – pervaya skripka Rossii [The Names and Kingpins of Russian Culture: Ivan Evstafievich Khandoshkin – the First Violin of Russia]. Moscow: Gorky Literary Institute Press, 2005. 406 p.
6. Yampolsky I. M. Russkoe skripichnoe iskusstvo [History of the Art of the Violin]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1951. 516 p.
7. Babitz, Sol. Gisueppe Tartini: Treatise on the Ornaments of Music. Published by Carl Fischer: New York, 1956. 42 p.
8. Boyden, David D. The History of Violin Playing from Its Origins to 1761 and Its Relationship to the Violin and Violin Music. London: Oxford University Press, 1965. 569 p.
9. Dilworth, John. The Violin and Bow-Origins and Development. The Cambridge Companion to the Violin. Ed. Robin Stowell. Cambridge University Press, 1992, pp. 92–159.
10. Gearhart, Fritz. The Use of “Tartini Tones”. Teaching. American String Teacher, August 2007, pp. 32–34.
11. Khandoshkin, Ivan. Three Sonatas For Violin Solo. Elibron Classics, 2012. 18 p.
12. Ornamentation in Giuseppe Tartini's. Traité des Agréments [Treaty of Accreditation]. C. M. Sunday, 2012. Accessed 20 July 2014. URL: http://beststudentviolins.com/tartini.html.
13. Tartini, Giuseppe. Two Sonatas for String Trio. Published by Alfred Music. Digital Sheet Music, AX.00- PC-0009481. 20 p.
14. Tartini, Giuseppe. The Art of Bowing for violin solo: Fifty variations on a Gavotte by Corelli. Werner Icking: Siengburg, 2000. 19 p.
15. Taruskin, Richard. Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries: The Oxford History of Western Music. Oxford University Press, 2009. 832 p.