Концертная жизнь и музыкальные увеселения Вены второй половины XVIII века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Одним из важных направлений в исследовании музыкальной культуры классической эпохи является изуче-
ние концертной жизни того времени.
Опираясь на аутентичные источники, автор статьи реконструирует концертную жизнь Вены второй по-
ловины XVIII столетия – имперской столицы и крупнейшего музыкального центра Европы. Уточняется зна-
чение самого термина «концерт», выявляется разнообразие обозначений музыкальных собраний в то время.
Рассматриваются формы концертной жизни с точки зрения временных и пространственных факторов, а также
системы их организации.
При этом выясняется, что практически все формы музицирования бытовали в русле культуры досуга, и
именно досуг (обладающий в то время особым статусом) определял их специфику. Сфера досуга была весьма
обширна, границы досуговой деятельности подвижны, что нашло отражение в удивительном многообразии
форм музыкальных собраний, также не отличавшихся жёсткими границами.
Музыкальные досуги, увеселения, по сути, составляли важнейшую часть концертной жизни и разграни-
чения музыки на две антиномичные области бытования (серьёзную, академическую и бытовую, развлекатель-
ную) по жанровым признакам и тем более по качеству музыки в то время просто не существовало.
Такое понимание культурно-исторического контекста представляется исключительно важным для иссле-
дования концертной жизни того времени и выяснения её специфики. Это даёт возможность по-новому взгля-
нуть и на сами виды концертов, и на их наполнение, а также типологизацию.
Ключевые слова: Вена второй половины XVIII века, концерт, музыкальное собрание, академия, музыкаль-
ный досуг, увеселительная музыка.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dukov E. V. Kontsert v istorii zapadnoyevropeyskoy kul’tury [The Concert in the History of Western European Culture]. Moscow: Klassika-XXI, 2003. 256 p.
3. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3: Poetika i stilistika [The Classical Style of 18th and early 19th Century Music. Part 3: Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.
4. Lutsker P. V., Susidko I. P. Motsart i ego vremya [Mozart and His Time]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 624 p.
5. Yampol’skiy I. M. Kontsert muzykal’nyy [The Musical Concert]. Muzykal’naya entsiklopediya: v 6 t. [Music Encyclopedia in 6 Volumes]. Volume 2. Editor-in-Chief Yu. V. Keldysh. Moscow, 1974. Col. 926–928.
6. Bourne J. Perceiving Irony in Music: The Problem in Beethoven’s String Quartets. Society for Music Theory. Volume 22, Number 3, September 2016, pp. 1–26.
7. Brüstle Chr. Konzert-Szenen: Bewegung, Performance, Medien. Musik zwischen performativer Expansion und medialer Integration 1950–2000 [Concert Scenes: Movement, Performance, Media. Music between Performative Expansion and Media Integration 1950–2000]. Archiv für Musikwissenschaft. Beihefte. Gebundene Ausgabe [Archive for Musicology. Attachments. Hardback Edition]. 16. Mai 2013.
8. Deutsch O. E. Mozart: A Documentary Biography. Transl. by E. Blom, P. Brancombe, J. Noble. Stanford, California: Standford University Press, 1965. 680 p.
9. Guymer S. Solo and Ensemble Viennese Keyboard Music. Early Music. Volume 43, Issue 3, 2015, pp. 546–548.
10. Koch H. Ch. Musikalisches Lexikon [Musical Lexicon]. Frankfurt/Main: August Hermann der Jüngern, 1802. 1805 S.
11. Luca I. de. Wiens gegenwärtiger Zustand unter Josephs Regierung [Vienna’s Present State During the Reign of Joseph]. Wien: Im Verlag Georg Philipp Wucherers, 1787. 459 S.
12. Morrow M. S. Concert Life in Haydn’s Vienna: Aspects of a Developing Musical and Social Institution. New York: Pendragon Press, 1989. 552 p.
13. Parrott A. Composers’ Intentions, Performers’ Responsibilities. Early Music. Volume 41, Issue 1, 2013, pp. 37–43.
14. Schönfeld J. F. von. Jahrbuch der Tonkunst von Wien und Prag, 1796 / Faksimile-Nachdruck, mit einem Nachwort und Index: O. Biba [Yearbook of the Vienna Music and Prague, 1796 / Facsimile Reprint, with an Afterword and Index: O. Biba]. Munich, Salzburg: Musikverlag Emil Katzbichler, 1976. 194 S.
15. Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der schönen Künste. Erster Theil [General Theory of the Fine Arts. First Part]. Leipzig: Weidmann und Reich, 1778. 390 S.
16. Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der schönen Künste. Dritter Theil. [General Theory of the Fine Arts. Third Part] Leipzig: Weidmann und Reich, 1779. 480 S.
17. Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder musikalische Bibliotek [The Musical Lexicon or the Musical Library] Leipzig: Wolfgang Deer, 1732. 659 S.
18. Weber W. Concert. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 29 vols. Ed. Stanley Sadie and John Tyrrell. Vol. 6. New York, London: Macmillan, 2001, pp. 221–235.
19. Wissmann F. Beethoven als Dirigent, seine Musiker und die Organisation seiner Akademien [Beethoven as a conductor, his musicians and the organization of his academies]. Musiktheorie, Heft 2/2011. Zu Beethoven. Improvisation, Analyse, Aufführung [Music Theory, issue 2/2011. To Beethoven. Improvisation, analysis, performance]. S. 38–49.
20. Zaslaw N. Mozart’s Symphonies: Context, Performance Practice, Reception. Oxford: Clarendon Press, 1989. 493 p.