Из истории становления публичного камерно-вокального концерта в России: опыт документального исследования
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор исследует процесс формирования публичного камер-
ного вокального концерта в России на рубеже XIX–XX вв.
как специфическую форму художественной коммуникации.
На основе исторических документов, относящихся к извест-
ным музыкально-просветительским учреждениям (Дом пес-
ни, Кружок любителей русской музыки) прослеживается ряд
нововведений, влиявших на развитие художественной среды.
Рассматриваются: репертуарные пристрастия и эстетические
ориентиры в певческом искусстве; осознание просветитель-
ской миссии певца-художника и его исторической ответствен-
ности перед композитором и слушателем; кристаллизация
устойчивого творческого союза между певцом и концертмей-
стером и формирование основ вокально-инструментального
ансамбля; новая роль публики в исполнительской судьбе ка-
мерно-вокальных опусов; новый концертный регламент (от-
мена «бисов», запрет аплодисментов, включение программ
«по выбору публики»). Многие документы вводятся в науч-
ный обиход впервые. Автор показывает важную историческую
роль Кружка любителей русской музыки в развитии творче-
ского взаимодействия между исполнителями и композитора-
ми, а также между исполнителями и слушателями.
Ключевые слова: концерт, камерно-вокальное концер-
тирование, романс, музыкальный кружок, М. А. Оленина-
Д’Альгейм, М. С. Керзина
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bücken Je. Muzyka epokhi rokoko i klassitsizma [Music of the Rococo and Classical Periods]. Translation from the German. Moscow: Muzgiz, 1934. 271 p.
3. [Dorliak N. L.] Imeni Musorgskogo (vpechatleniya, razmyshleniya, pozhelaniya molodym vokalistam na konkurse) [The Mussorgsky (Impressions of Contemplations for Young Vocalists in Competitions)]. Muzykal’naya zhizn’ [Musical Life]. 1965, no. 2, pp. 2–3.
4. Zhukovskaya E.Yu. Muzykal’naya Moskva kontsa 19 i nachala 20-go stoletiya. “Kruzhok lyubiteley russkoy muzyki” (Kerzinskiy kruzhok) [Musical Moscow of the Late 19th and early 20th Centuries. “The Circle of Lovers of Russian Music” (The Kerzin Circle)]. The Mikhail Glinka State Central Museum of Musical Culture. Fund 211. Depositary 5732. 84 pages.
5. Kerzina M. S. Zapisnaya knizhka. Vospominaniya o godakh ucheby, o kompozitorakh i deyatelyakh muzykal’noy kul’tury (1880–1900) [Diary. Memoirs of my Years of Study, Composers and Musical Public Figures (1880–1900)]. The Mikhail Glinka State Central Museum of Musical Culture. Fund 286. Depositary 286. 69 pages.
6. Kyui Ts. A. Izbrannye pis’ma [Selected Letters]. Leningrad: Muzgiz, 1955. 754 p.
7. Nemenova-Lunts M. S. Zapiski lektsiy [Notes of Lectures]. The Mikhail Glinka State Central Museum of Musical Culture. Fund 218. Depositary 5798. 84 pages.
8. N. K. [Kashkin N. D.] Teatr i muzyka [Theatre and Music]. Russkaya muzykal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1902, no. 284, pp. 2015–2016.
9. N. K. [Kashkin N. D.] Teatr i muzyka [Theatre and Music]. Russkaya muzykal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1902, no 320, pp. 3063–3064.
10. N. K. [Kashkin N. D.] Teatr i muzyka [Theatre and Music]. Russkaya muzykal’naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1903, no. 29, pp. 682–684.
11. Olenina-d’Al’geym M. A. O pesne i kamernom ispolnitel’stve [About Song and Chamber Performance]. The Mikhail Glinka State Central Museum of Musical Culture. Fund 256. Depositary item 7865. 3 pages.
12. Shteynberg A. A. Kerzinskiy kruzhok lyubiteley russkoy muzyki [The Kerzin Circle of Lovers of Russian Music]. Voprosy muzykoznaniya: sb. st. [Questions of Musicology: a Collection of Articles]. Vol 3. Moscow: Muzgiz, 1960, pp. 598–619.
13. Engel’ Yu. D. Kontsert Shalyapina [A Concert of Shalyapin]. Engel’ Yu. D. Glazami sovremennika: izborannye stat’i o russkoy muzyke (1898–1918) [Through the Eyes of a Contemporary: Selected Articles on Russian Music (1898–1918)]. Moscow, 1971, pp. 61–63.