О принципе барочного циклообразования в квартетах Бетховена
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье систематизируются теоретические наблюдения над
строением барочных сонатных циклов и группами циклов
– «сверхциклах» Корелли, Генделя, И. С. Баха. Тенденция
к многоуровневой циклизации продолжена в музыке венских
классиков, которые сохраняют нумерологический принцип
группировки циклов и преобразуют музыкально-драматурги-
ческие принципы. Автор рассматривает две группы квартет-
ных циклов Бетховена: квартеты № 1–6 ор.18 (1798–1800) и
шесть сочинений ор. 127–135 (1824–1826).
Принципы барочной циклизации концентрируются в
многочастных квартетах ор. 130–133. Метроритмическое ва-
рьирование стабильных звуковысотных комплексов объеди-
няет эти квартеты и является основой тематической организа-
ции в Большой фуге ор. 133. Многократное воспроизведение
барочной оппозиции «медленно–быстро», частые темповые
сдвиги, обрывы усиливают напряжённость векторной драма-
тургии с идеей света и радости на заключительном этапе раз-
вития. Возрождение традиций барокко в бетховенских квар-
тетах «третьего стиля» предвосхищает феномен сверхцикла в
современной музыке.
Ключевые слова: циклизация, цикл, сверхцикл, музы-
кальная драматургия, контраст, симметрия
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ginzburg L., Grigor’ev V. Istoriya skripichnogo iskusstva: v 3 vyp. [History of the Art of the Violin: in 3 Volumes]. Vol. 1. Moscow: Muzyka Press, 1990. 303 p. 1990.
3. Dolgov P. N. Smychkovye kvartety Betkhovena [Beethoven’s String Quartets]. Moscow: Muzyka Press, 1980. 197 p.
4. Kirillina L. V. Pozdniy stil’ Betkhovena: khudozhnik I epokha [Beethoven’s Late Style: the Artist and the Era]. Kul’tura, epokha i stil’. Klassicheskoe iskusstvo Zapada [Culture, Epoch and Style. The Classical Art of the West]. Moscow, 2010, pp. 146–172.
5. Milka A. P. Bakhovskie «shesterki» (printsipy organizatsii bakhovskikh sbornikov v kontekste osobennostey barokko) [Bach’s Groups of Six (Principles of Organization of Bach’s Compilations in the Context of the Traits of Baroque Era)]. Muzykal’naya kommunikatsiya [Musical Communication]. Leningrad, 1996, pp. 220–238.
6. Nikolaeva N. S. Simfonicheskoe tvorchestvo. Fortepiannye sonaty. Kamernye ansambli [Music in the Symphonic Genre. Piano Sonatas. Chamber Ensembles]. Muzyka frantsuzskoy revolyutsii. Betkhoven [Music of the French Revolution. Beethoven]. Moscow, 1967, pp. 154–388.
7. Tsakher I. O. Pozdnie kvartety Betkhovena [Beethoven’s Late Quartets]. Moscow: Muzyka Press, 1997. 143 p.
8. Maykapar.ru/article/tainopys.shtml (16.02.2013).