Контраст в названии музыкальных произведений

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ljudmila M. Kudinova

Аннотация

В статье рассматривается один из аспектов музыкальной номенологии – проблемы названия музыкальных произведений, в основе замысла  которых  лежит контраст.  Являясь онтологическим и общекультурным понятием, контраст в разное время проявлялся на разных уровнях музыкального языка. Множество смысловых эквивалентов контраста встречается в названиях музыкальных произведений XX века. Автор приводит примеры из творчества композиторов разных стран, систематизируя их. Подчеркивая различие вербального и музыкального языков, в кратких аналитических очерках, посвященных произведениям Б. Бартока, А. Казеллы, С. Губайдулиной, М. Денхофа, У. Риггера, С. Агаджаняна автор показывает, как название-контраст воплощается в нотном тексте.  Название не только может быть конструктивной идеей сочинения. Слово, по-новому проявляясь в музыке, становится метафорой, обогащая смысловую и образную стороны музыкального произведения, что выводит музыкальное мышление на новый, нелинейный уровень, расширяя территории восприятия музыки и ее бытия.

Ключевые слова: музыка ХХ века, музыкальная номенология,  семантика,  контраст

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kudinova, L. M. (2008). Контраст в названии музыкальных произведений. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 3(2), 118–122. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/730
Раздел
Поэтика и семантика музыкального текста
Биография автора

Ljudmila M. Kudinova, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Кудинова Людмила Михайловна – 
соискатель кафедры теории музыки