Жанровые особенности и концепция «Эхо-сонаты» Р. Щедрина для скрипки соло в контексте исканий эпохи

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergei I. Nesterov

Аннотация

В статье впервые осуществлён анализ жанрово-стилевых взаимодействий,
раскрыта концепция трагической катастрофы
в «Эхо-сонате» для скрипки соло Родиона Щедрина. Прослежено
взаимодействие барочного жанра эха с закономерностями
сонаты-поэмы в форме моноцикла, жанрово-стилевыми
вариациями, полифонической фантазии. Философская
дискуссия о вечных ценностях отражена в напряжённой тематической
работе: в принципах полифонии микрозвукового
контрапункта, полистилистики в диалогах оригинальных тем
Щедрина с цитатами Баха, Вивальди, Изаи, Паганини, Бартока,
Шостаковича.

Ключевые слова: эхо, соната, фантазия, вариации, полистилистика,
цитата, монтаж, комбинаторика

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Nesterov, S. I. (2014). Жанровые особенности и концепция «Эхо-сонаты» Р. Щедрина для скрипки соло в контексте исканий эпохи. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 91–97. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/66
Раздел
Современное музыкальное искусство
Биография автора

Sergei I. Nesterov, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Сергей Игоревич Нестеров – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры
струнных инструментов

Библиографические ссылки

1. Baranova T. B. O Kosmogonicheskoy i Religioznoy kontseptsii tantsa v kul’ture Srednevekov’ya, Renessansa I Barokko [About the Cosmogonic and Religious Concept of Dance in the Culture of the Middle Ages, Renaissance and Baroque]. Traditsii v istorii muzykal’noy kul’tury. Antichnost’. Srednevekov’e. Novoe vremya [Traditions in the History of Musical Culture. Antiquity. The Middle Ages. The Early Modern Times. “Issues of Musicology” Series]. Vol. 3. Leningrad, 1989, pp. 73–84.
2. Kaloshina G. Ye., Shaparchuk O. V. Tema faustianstva v tvorchestve Rakhmaninova (na primere Rapsodii na temu Paganini) [The Faustian Theme in the Music of Rachmaninoff (on the Example of the Rhapsody on a Theme by Paganini)]. Sergey Rakhmaninov: istoriya i sovremennost’ [Sergei Rachmaninoff: History and Modernity]. Rostov-on-Don, 2002, pp. 68–87.
3. Nesterov S. I. Tsikl sonat Ezhena Izai dlya skripki solo [Eugene Ysaye’s Cycle of Sonatas for Solo Violin]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scholarly Thought of Caucasus]. Rostov-on-Don, 2009, no. 2, pp. 165–177.
4. Kholopova V. N, Chigareva Ye. I. Al’fred Shnitke [Alfred Schnittke]. Moscow: Muzyka, 1990. 352 p.
5. Shchedrin R. K. Ekho-sonata dla skripki solo [Echo- Sonata for SoloV iolin]. Moscow: Kompozito,r 1984. 12 p.