Женщины-творцы в церковной музыкальной культуре Средневековья
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
На основе ряда трудов зарубежных исследователей автор статьи делает попытку восполнить имеющийся в отечественном музыкознании пробел и познакомить читателя с творчеством женщин-клириков Средневековья и раннего Возрождения, с биографиями одарённых сочинительниц церковный музыки данного периода. В центре внимания – наиболее значительные песнеслагательницы Кассия, Мехтхильда, Хильдегарда Бингенская, Хадевейх Брабантская и Бланш Кастильская. Автор стремится воссоздать картину социального положения церковных сочинительниц, на примере их биографий охарактеризовать типы творческой деятельности. Подчёркивается, что женщины-творцы создали новые музыкальные жанры и новые ситуации в практике церковного искусства, способствовали изменению общественных взглядов относительно роли женщины в культуре и творчестве.
Ключевые слова: европейская церковная музыка, композиторское творчество женщин, женщины-клирики, песнеслагательницы
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Mekhtil'da Magdeburgskaya. Struyashchiysya svet Bozhestva / per. R. V. Gurvich, E. V. Sokolovoy, V. A. Sukhanovoy. — M.: Nauka, 2008.
3. Saponov M. «Reynskaya Sivilla» Khil'degarda — poetessa i pesennitsa, yasnovidyashchaya i tselitel'nitsa (ispolnilos' 900 let so dnya rozhdeniya Khil'degardy Bingenskoy) // Starinnaya muzyka. — 1999. — № 1. — S. 8–9.
4. Senina T. Prepodobnaya inokinya Kassiya, pesnopisitsa Konstantinopol'skaya // Vertograd". — 2004. — T. 1 (80).
5. Cohen A. I. International Encyclopedia of Women Composers. — New York, 1987.
6. Klaper M. Hildegard von Bingen (1098–1179) // New Historical Anthology of Music by Women / ed. by James R. Briscoe. — Bloomington and Indianapolis, 2004. — R. 14–16.
7. Olivier A., Braun S. Komponistinnen aus 800 Jahren. — Kamen: Sequentia, Buch-und Musikverlag, 1996.
8. Touliatos-Miles D. Kassia // New Historical Anthology of Music by Women / ed. by James R. Briscoe. — Bloomington and Indianapolis, 2004. — R. 6–8.
9. Weissweiler E. Komponistinnen aus 500 Jahren. Eine Kultur und Wirkungsgeschichte in Biographien und Werkbeispielen. — Fischer Taschenbuch Verlag, 1981.
10. Women in Music: An Anthology of Source Readings from the Middle Ages to the Present / ed. C. Neuls-Bates. — Boston, 1996.
11. Women making music: The western art tradition, 1150 — 1950 / ed. by Jane Bowers and Judith Tick. — Urbana; Chicago, 1986.