Серийная музыка Софии Губайдулиной

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Michael Berry

Аннотация

Имя Софии Губайдулиной, как считает автор статьи, обычно не ассоциируется с серийной музыкой. Экспериментируя с ней лишь в начале своей карьеры, она не вернулась к ней позже. В данной статье исследуются  три  серийных композиции Губайдулиной. Первая часть статьи освещает её творчество в контексте советского авангарда 1960-х годов. Вторая часть посвящена использованию серийных техник в таких произведениях, как Фортепианная соната, Пять этюдов для арфы, ударных и контрабаса, кантата «Ночь в Мемфисе» и Токката-тронката для фортепиано. В заключительной части статьи рассматривается эволюция отношения композитора к звуковысотному материалу  после экспериментов с сериализмом.

Ключевые слова: серийная музыка Софии Губайдулиной, серийная техника, советский сериализм        

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Berry, M. (2009). Серийная музыка Софии Губайдулиной. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 5(2), 48–56. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/640
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Michael Berry, Техасский Технологический Университет

Майкл Берри – 
доктор философии
(Ph.D., Городской Университет Нью-Йорка),
профессор теории музыки
Техасского Технологического Университета

Библиографические ссылки

1. Cojbasic I. Content and musical language in the piano sonata of Sofia Gubaidulina [D.M.A. diss.]. — University of North Texas, 1999.
2. Krenek E. Extents and limits of serial techniques // The musical quarterly.— Oxford, 1960. — 46(2). — P. 210-232.
3. Kurtz M. Sofia Gubaidulina: A biography / Trans. Christoph Lohmann.; Ed. Malcolm Hamrick Brown. — Bloomington [IN], 2007.
4. Schmelz P. Andrey Volkonsky and the beginnings of unofficial music in the Soviet Union // Journal of the American Musicological Society. — Ann Harbor, 2005. — 58(1). — P. 139–207.
5. Schmelz P. Shostakovich’s “twelve-tone” compositions and the politics and practice of Soviet serialism // Shostakovich and his world / Ed. Laurel Fay. — Princeton, 2004. — P. 303–354.
6. Straus J. Stravinsky’s late music. — Cambridge, 2001.
7. Strauss J. Remaking the past: Musical modernism and the influence of the tonal tradition. — Cambridge [MA], 1990.