Теория внутритематических функций Вильяма Каплина
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья знакомит российского читателя с учением одного из видных западных теоретиков музыкальной формы последних двух десятилетий, профессора Университета Мак-Гилл, доктора Вильяма Каплина. Его книге «Классическая форма: формальные функции в произведениях Гайдна, Моцарта и Бетховена» даётся предварительная оценка с учётом роли, которую сыграл исторический контекст. Идеи Каплина помещены в контекст западной теории музыки и сопоставляются с советской традицией функционального анализа. Особое внимание уделяется формальным функциям на локальном, внутритематическом уровне. Автор полагает, что этот уровень обстоятельнее описывается в терминах Каплина, нежели в традиционных российских.
Ключевые слова: формальные функции, внутритематические тональные функции, функциональная теория Шёнберга-Ратца, фраза, основная тема, основной образ, тематическая ликвидация, дробление с замыканием, Асафьев, Способин, Бобровский.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. North American Approaches to Musical Form // Zeitschrift der Gesellschaft fur Musiktheorie. — 2, no. 2 (2005) [Electronic resource]. — URL: http://www.gmth.de/www/artikel/2005-04-10_11-04-06_7/.
3. The Classical Cadence: Conceptions and Misconceptions // Journal of the American Musicological Society.—57/1 (Spring, 2004). — P. 51–117 [Winner of 2006 Prix Opus for “Article of the Year,” Conseil quebecois de la musique].
4. The Classical Sonata Exposition: Cadential Goals and Form-Functional Plans // Tijdschrift voor Muziektheorie.—6/3 (2001). — P. 195–209.
5. Hybrid Themes: Toward a Refinement in the Classification of Classical Theme Types // Beethoven Forum 3. —1994. — P. 151–65.
6. History of Theory in the Eighteenth and Nineteenth Centuries: A Survey of Recent Research // Music Theory Spectrum. — 11/1 (1989). — P. 29–34.
7. The ‘Expanded Cadential Progression’: A Category for the Analysis of Classical Form // Journal of Musicological Research 7. — 1987. — P. 215–57.
8. Funktionale Komponenten im achttaktigen Satz // Musiktheorie.—1/3(1986). — P. 239–60.
9. Riemann’s Theory of Dynamic Shading: A Theory of Meter? // Theorea. —1 (1985). — P. 1–24.
10. Moritz Hauptmann and the Theory of Suspensions // Journal of Music Theory.—28/2 (1984). — P. 251–69.
11. Tonal Function and Metrical Accent: A Historical Perspective // Music Theory Spectrum. — 5 (1983).— P. 1–14.
12. Harmony and Meter in the Theories of Simon Sechter // Music Theory Spectrum.—2 (1980). — P. 74–89.
13. Der Akzent des Anfangs: Zur Theorie des musikalischen Taktes // Zeitschrift für Musiktheorie.—9/1 (1978). — P. 17–28.
14. Galand J. Formenlehre Revisited: Review-Essay on William Caplin’s Classical Form // Intégral. — 13 (2001). — P. 143–200.
15. Marston N. Review of Classical Form // Music Analysis.—20/1 (March 2001). — P. 143–49.
16. Bergé P. In de sporen van Schönberg: Caplins theorie van de “Classical Form” // Tijdschrift voor Muziektheorie. — 5/3 (November 2000). — P. 204–210.
17. Check J. Review of Classical Form // Notes (September 2000). — P. 101–103.
18. Darcy W. Review of Classical Form // Music Theory Spectrum. — 22/1 (Spring 2000). — P. 122–25.
19. Spitzer M. Review of Classical Form // Music and Letters. — 81/1 (February 2000). — P. 110–115.
20. Bey H. Review of Classical Form // Mozart-Jahrbuch. — 1999. — P. 117-119.
21. de Médicis F. Review of Classical Form // Revue de musique des universités canadiennes. — 2 0/1 (1999). — P. 107–13.
22. Grave F. Review of Classical Form // Music Theory Online. — 4/6 (1999).
23. Neff S. Review of Classical Form // Indiana Theory Review. — 20/2 (1999). — P . 41–55.
24. Stroh P. Review of Classical Form // The Beethoven Journal.—13/1 (1998). — P. 39.
25. Asaf'ev B. Muzykal'naya forma kak protsess. — M., 1930. — T. 1; M., 1947. — T. 2.
26. Bobrovskiy V. Funktsional'nye osnovy muzykal'no formy. — M., 1978.
27. Sposobin I. Muzykal'naya forma. — 1-e izd. — L., 1945; 7-e izd. — M., 1984.
28. Beethoven’s Tempest Sonata: Contexts of Analysis and Performance / ed. Pieter Bergé, co-eds. William E. Caplin and Jeroen D’hoe. — Leuven, 2009.
29. Caplin W. Classical Form: A Theory of Formal Functions for the Instrumental Music of Haydn, Mozart, and Beethoven (Winner of the 1999 Wallace Berry Award from the Society for Music Theory). — Oxford, 1998.
30. William Caplin, James Hepokoski, and James Webster. Musical Form, Forms & Formenlehre: Three Methodological Reflections / ed. Pieter Bergé. — Leuven, 2009.
31. Carpenter P. Grundgestalt as tonal function // Music Theory Spectrum.—Vοl 5.—Spring 1983. — P. 15–38.
32. Cohn R. Neo-Riemannian Operations, Parsimonious Trichords, and their Tonnetz Representations // Journal of Music Theory. — 41/1 (1997). — P. 1–66.
33. Hatten R. Interpreting Musical Gestures, Topics and Tropes: Mozart, Beethoven, Schubert. — Bloomington, 2004
34. Hatten R. Musical Meaning in Beethoven: Markedness, Correlation, and Interpretation. — Bloomington, 1994.
35. Khannanov I. Revisiting Russian Music Theory: Victor Bobrovsky’s Functional Foundation of Musical Form (1978) // Theoria.—Vol. 16. — Houston, 2009.
36. Khannanov I. Russian Methodology of Music Theory and Analysis (Ph.D. diss.). — Santa Barbara, 2003.
37. Lehrdal F., Jackendoff R. A Generative Theory of Tonal Music.—Cambridge, 1983.
38. Lewin D. Generalized Musical Intervals and Transformations. — New Haven, 1987.
39. Ratz E. Einführung in die musikalisches Formenlehre. — Vienna, 1968 (1953).
40. Schoenberg A. Fundamentals of Musical Composition / Ed. by Gerald Strang, with an introduction by Leonard Stein. — New York, 1985 (1967).
41. Schoenberg A. Structural Functions of Harmony / Translated by Leonard Stein. — London, 1969 (1959).