Методология анализа духовной музыки ХХ столетия (на примере православной традиции)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Oxana Ye. Sheludyakova

Аннотация

Статья посвящена методологии анализа современных духовных сочинений. Автор приходит к выводу, что духовная музыка представляет собой уникальный тип музыкальной культуры, требующий соответствующих специфических методов анализа в опоре на музыковедческий, философский, культурологический, богословско-литургический, музыкально-исторический и музыкально-теоретический подходы. Выявляются способы адекватного исследования целого ряда параметров: предназначение, исполнительский  состав, степень опоры на каноническую модель жанра, способы воплощения литературного текста, певческого стиля, наличие канонических напевов и др.

Ключевые слова: хоровая музыка, духовная музыка, православные песнопения

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Sheludyakova, O. Y. (2010). Методология анализа духовной музыки ХХ столетия (на примере православной традиции). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 6(1), 6–11. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/589
Раздел
Горизонты музыкознания
Биография автора

Oxana Ye. Sheludyakova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Шелудякова Оксана Евгеньевна – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Gardner I. Bogosluzhebnoe penie russkoy pravoslavnoy tserkvi. T 1. – N'yu-York, 1978; T. 2. – N'yu-York, 1982.
2. Gulyanitskaya N. Zametki o stilistike sovremennykh dukhovno-muzykal'nykh sochineniy // Traditsionnye zhanry russkoy dukhovnoy muzyki i sovremennost'. – M.: Kompozitor, 1999. – Vyp. 1. – S. 117-149.
3. Gulyanitskaya N. Poetika muzykal'noy kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki XX veka. – M., 2002.
4. Dabaeva I. Russkiy dukhovnyy kontsert v istoricheskom kontekste // Dvenadtsat' etyudov o muzyke. K 75-letiyu so dnya rozhdeniya Evgeniya Vladimirovicha Nazaykinskogo 12 avgusta 2001 goda: sb. st. – M. : MGK im. P. I. Chaykovskogo, 2001. – S. 7-16.
5. Dal' V. I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. V 4 t. T. 1. – M.: Ripol Klassik, 2005.
6. Ioann Zlatoust. PSS v 2 kn. Pravoslavnaya kniga. Kn. 1. – M., 1991.
7. Istoriya otechestvennoy muzyki XX veka / pod red. E. Dolinskoy. – M., 2001. – Vyp. 3: 1960-1990.
8. Korobova A. Teoriya zhanrov kak novaya otrasl' muzykoznaniya // Kul'tura XX veka. – Ekaterinburg, 2003. – S. 42-54.
9. Lesovichenko A. M. Zapadnaya muzykal'naya traditsiya i srednevekovoe religioznoe poznanie : avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. – M., 1992.
10. Muzykal'nyy mir Georgiya Sviridova: sb. st. / sost. A. Belonenko. – M.: Sov. kompozitor, 1990.
11. Paisov Yu. Motivy khristianskoy dukhovnosti v sovremennoy muzyke Rossii // Traditsionnye zhanry russkoy dukhovnoy muzyki i sovremennost'. – M.: Kompozitor, 1999. – Vyp. 1. – S. 150-190.
12. Parfent'ev N. K probleme tipologizatsii yavleniy russkoy dukhovnoy muzyki XX v. // Tserkovnoe penie v istoriko-liturgicheskom kontekste. Vostok–Rus'–Zapad: mater. Mezhdunar. nauch. konf. – M.: Progress-Traditsiya, 2000. – Vyp. 3. Gimnologiya. – S. 358-365.
13. Parfent'ev N., Parfent'eva N. Drevnerusskie traditsii v russkoy dukhovnoy muzyke XX v. – Chelyabinsk: Chelyab. gos. un-t, 2000.
14. Raaben L. O dukhovnom renessanse v russkoy muzyke 1950-80-kh rodov. – SPb.: Blanka, Boyanych, 1998.