Канон и стиль в духовно-концертной музыке русских композиторов ХХ века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается диалектика отношений церковного и авторского стилей в духовно-концертной области музыки. Выявляются константные и меняющиеся черты в духовных сочинениях русских композиторов ХХ века.
Ключевые слова: русская хоровая музыка, церковная стиль, авторская модель церковных жанров
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Sushchnost'. Sistema. Istoriya. T. 1. – Sergiev Posad, 1998.
3. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Istoriya. T. 2. – Dzhordanvill, 1978.
4. Gulyanitskaya N. S. Russkoe «garmonicheskoe» penie. XIX vek. – M., 1995.
5. Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal'noy kompozitsii: teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki XX veka. – M., 2002.
6. Dabaeva I. P. Russkiy dukhovnyy kontsert v istoricheskom kontekste // Dvenadtsat' etyudov o muzyke: k 75-letiyu so dnya rozhdeniya E. V. Nazaykinskogo: sb. st. – M.: MGK im. P. I. Chaykovskogo. – M., 2001. – S. 7–16;
7. Kandinskiy A. I. Khorovoy tsikl or. 31 S. V. Rakhmaninova v kontekste liturgicheskogo bogosluzheniya // S. V. Rakhmaninov. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya. – M., 1995. – S.15-29.
8. Kovalev A. B. Liturgiya v tvorchestve russkikh kompozitorov kontsa XVIII–XX vekov. Spetsifika zhanra i organizatsiya tsikla: dis. … kand. iskusstvovedeniya. – M., 2004.
9. Levashev E. M. Traditsionnye zhanry pravoslavnogo pevcheskogo iskusstva v tvorchestve russkikh kompozitorov ot Glinki do Rakhmaninova: 1825-1917 gg. (istoricheskiy ocherk, notografiya, bibliografiya). – M., 1994. – (Sinodal'naya khorovaya biblioteka).
10. Lobzakova, E. E. Vzaimodeystvie svetskoy i religioznoy traditsiy v tvorchestve russkikh kompozitorov XIX – nachala XX veka: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. – Rostov n/D, 2007.
11. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya. – M., 1994.
12. Martynov V. I. O razlichenii ponyatiy bogosluzhebnogo peniya i muzyki v Svyashchennom Pisanii // Metody izucheniya starinnoy muzyki: sbornik nauchnykh trudov. – M., 1992. – S. 3-13.
13. Nikolaev B. (protoierey) Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya: opyt issledovaniya melodiki i notatsii russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya so storony tserkovnogo bogosluzheniya. – M., 1995.
14. Paisov Yu. I. Motivy khristianskoy dukhovnosti v sovremennoy muzyke Rossii // Traditsionnye zhanry russkoy dukhovnoy muzyki i sovremennost'. — Vyp. 1. — M.: Kompozitor, 1999.
15. Parfent'eva N. V., Parfent'ev N. P. Drevnerusskie traditsii v russkoy dukhovnoy muzyke XX v. – Chelyabinsk, 2000.
16. Plotnikova N. Yu. Mnogogolosnye formy obrabotki drevnikh raspevov v russkoy dukhovnoy muzyke XIX-nachala XX vekov.: dis. … kand. iskusstvovedeniya. – M., 1996.
17. Plotnikova N. Yu. Moguchaya sila chuvstv // Plotnikova N. Yu. Russkaya dukhovnaya muzyka XIX – nachala XX veka: stranitsy istorii. – M., 2007.
18. Plotnikova N. Yu. Pomeshchik i muzykant // Plotnikova N. Yu. Russkaya dukhovnaya muzyka XIX – nachala XX veka: stranitsy istorii. – M., 2007.
19. Protopopov Vl. V. Muzyka russkoy liturgii. Problema tsiklichnosti: issledovanie. – M., 1999.
20. Rakhmanova M. P. Russkaya dukhovnaya muzyka v XX v. // Russkaya muzyka i XX v. – M., 1997. – S. 371-405.
21. Rozhkova T. N. Sovremennoe dukhovno-muzykal'noe tvorchestvo russkoy pravoslavnoy traditsii (period posle 1988 goda): dis. ... kand. iskusstvovedeniya. – M., 1998.
22. Sviridova I. A. Russkiy dukhovnyy kontsert. Istoriya i teoriya zhanra: dis. … kand. iskusstvovedeniya. – Saratov, 2009.
23. Sokhor A. N. Esteticheskaya priroda zhanra v muzyke. – M., 1968.
24. Stepanova I. V. Kantatno-oratorial'noe i khorovoe tvorchestvo // Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki: ucheb. posobie / red.-sost. E. B. Dolinskaya. – M., 2001. – Vyp. 3. – S. 350.