Тональный парадокс в форме сонатного аллегро: низкая I ступень во Втором струнном квартете фа-диез минор op. 10 Арнольда Шёнберга

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Severine Neff

Аннотация

В статье рассматривается отношение Арнольда Шёнберга к парадоксальной хроматической функции пониженной тоники. Вначале обсуждается теоретическое обоснование Шёнбергом пониженной тоники в трактате «Теория гармонии» (1911-1922) и в поздней, широко известной статье «Брамс прогрессивный» из сборника «Стиль и идея» (1948-1975). Далее анализируется роль пониженной тоники в формообразовании первой части Второго струнного квартета Шёнберга op. 10 (1907). Свободное использование пониженной тоники вместе с вертикально-подвижным контрапунктом, так же как и смещённое изложение сегментов формы, мощно управляют радикальной структурой первой части. Рассмотрение первой части Квартета с подобных позиций позволяет взглянуть по новому на сонатную форму, как она существовала в Вене в 1907-м году –   в парадоксальной схеме, по которой она одновременно и пыталась сохраниться, и делала всё для того, чтобы себя преобразовать.

Ключевые слова: пониженная тоника, Шёнберг, Второй струнный квартет Шёнберга, «Теория гармонии», сонатная форма в Вене 1907-го года

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Neff, S. (2011). Тональный парадокс в форме сонатного аллегро: низкая I ступень во Втором струнном квартете фа-диез минор op. 10 Арнольда Шёнберга. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 8(1), 152–163. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/481
Раздел
Международный отдел