Риторические фигуры и музыка XX века: обзор микронарративности

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergio Lanza

Аннотация

Классическая риторика образует исключительное по глубине проникновение в механизм дискурса и его структуры. Начав с  идей Цицерона и Квинтилиана, в статье автор касается исследования Генриха Лаусберга о них, в котором подход достаточно абстрагирован и соотнесён с психологическими эффектами риторики. Цель исследования Ланцы  – выяснить, как и каким образом это древнее искусство обращения со сложным смыслообразующим началом может быть введено в арсенал анализа и техник музыкальной композиции XX века. В частности, рассматривается возможность сравнения артикуляций музыкальной мысли с артикуляциями вербального языка в рамках микроформального измерения. В этом измерении музыки находятся микронарративы, обнаруживаемые методом феноменологического анализа, который предполагает рассмотрение процесса порождения смысла в структуре, направленной на слушателя. В функциональной связи между восприятием и наррацией, опытом и языком, автор находит способ реинтерпретации смыслов древних риторических фигур, обращая внимание в первую очередь на повторения, варьирование, контраст, порядок, беспорядок, симметрию, – на те аспекты, которые делают риторику родственной процессу смыслообразования в музыке. Из всех них повторение рассматривается как основная стратегия, из которой происходят все другие как в музыке, так и в речи. Результатом является не просто перевод на другой уровень существующих формальных и аналитических концептуализаций. Скорее,  исполнителю музыки XX века, который часто оказывается либо дезориентированным, либо слишком сфокусированным на технических аспектах исполнения, даётся сеть «означающих», в которой он мог бы найти ориентиры для своих интерпретаций.

Ключевые слова: музыка и риторика, риторические фигуры в музыке XX века, анализ музыки, музыка и другие искусства

 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Lanza, S. (2012). Риторические фигуры и музыка XX века: обзор микронарративности. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 11(2), 198–206. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/378
Раздел
Международный отдел