Риторические фигуры и музыка XX века: обзор микронарративности
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Классическая риторика образует исключительное по глубине проникновение в механизм дискурса и его структуры. Начав с идей Цицерона и Квинтилиана, в статье автор касается исследования Генриха Лаусберга о них, в котором подход достаточно абстрагирован и соотнесён с психологическими эффектами риторики. Цель исследования Ланцы – выяснить, как и каким образом это древнее искусство обращения со сложным смыслообразующим началом может быть введено в арсенал анализа и техник музыкальной композиции XX века. В частности, рассматривается возможность сравнения артикуляций музыкальной мысли с артикуляциями вербального языка в рамках микроформального измерения. В этом измерении музыки находятся микронарративы, обнаруживаемые методом феноменологического анализа, который предполагает рассмотрение процесса порождения смысла в структуре, направленной на слушателя. В функциональной связи между восприятием и наррацией, опытом и языком, автор находит способ реинтерпретации смыслов древних риторических фигур, обращая внимание в первую очередь на повторения, варьирование, контраст, порядок, беспорядок, симметрию, – на те аспекты, которые делают риторику родственной процессу смыслообразования в музыке. Из всех них повторение рассматривается как основная стратегия, из которой происходят все другие как в музыке, так и в речи. Результатом является не просто перевод на другой уровень существующих формальных и аналитических концептуализаций. Скорее, исполнителю музыки XX века, который часто оказывается либо дезориентированным, либо слишком сфокусированным на технических аспектах исполнения, даётся сеть «означающих», в которой он мог бы найти ориентиры для своих интерпретаций.
Ключевые слова: музыка и риторика, риторические фигуры в музыке XX века, анализ музыки, музыка и другие искусства
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.