«Американцы» в России: опера Е. Фомина и балет К. Каноббио
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Опера Е. И. Фомина «Американцы» (1788) и балет К. Каноббио «Американцы, или Счастливое кораблекру-
шение» (1792) созданы авторами в Петербурге. Исследование этих малоизученных произведений, основанное
на документальных литературных и нотных источниках, привело к неожиданным историческим, сюжетным и
музыкальным параллелям. Сочинения объединяет «американский» сюжет: многие музыкально-театральные
спектакли XVIII века в жанрах пролога, драмы, оперы и балета посвящены истории американских индейцев
(империи инков) и их завоевания европейцами. Сценические судьбы «Американцев» Фомина и Каноббио по-
хожи: спектакли не сразу попали на сцену, а затем ставились в Большом (Каменном) театре Санкт-Петербурга
в сезон 1800 года, что позволяет предполагать исполнение балета в рамках оперы. Опера Фомина на текст
И. А. Крылова в 1788 году снята с постановки из-за «революционных» событий сюжета; премьеру балета
могли отклонить под тем же предлогом. Особый интерес в музыке сочинений представляют тематические
характеристики американских индейцев, данные в рамках классического стиля. Их роднит прихотливый син-
копированный ритм, грубоватая мелодика, свойственная народным танцам, оркестровка в манере янычарской
музыки. При этом Фомин остроумно вводит в оркестровые ритурнели и вокальные темы индейцев интона-
ции русской плясовой, противопоставляя «варварство» дикого племени цивилизованности европейцев. Сквозь
призму «американских» сочинений, дополняющих самобытную стилевую область театральной музыки на эк-
зотические сюжеты, раскрывается представление русского общества XVIII века о Новом Свете.
Ключевые слова: опера, балет, русский музыкальный театр XVIII века, императрица Екатерина II.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dobrovol’skaya G. N. Balet [The Ballet]. Muzykal’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’. XVIII vek [Musical St. Petersburg: Encyclopedic Dictionary. 18th Century]. Volume 1, Book 1. St. Petersburg, 1996, pp. 79–116.
3. Dulova E. N. Baletnyy zhanr kak muzykal’nyy fenomen (russkaya traditsiya kontsa XVIII – nachala XX veka) [The Ballet Genre as a Musical Phenomenon (The Russian Tradition of the Late 18th and Early 20th Centuries)]. Minsk, 1999. 376 p.
4. Krylov I. A. Poln. sobr. soch. V 3 t. T. 3. Basni. Stikhotvoreniya. Pis’ma [Complete Works in 3 Volumes. Volume 3. Fables. Poems. Letters]. Edited by D. D. Blagoy. Moscow: Khudozhestvenaya Literature [Artistic Literature] State Press, 1946. 608 p.
5. Maksimova A. E. Russkiy baletnyy teatr ekaterininskikh vremyon. Rossiya – Zapad [The Russian Ballet Theatre of the Times of Catherine the Great. Russia – West]. Moscow: Kompozitor, 2010. 420 p.
6. Porfir’eva A. L. Fomin [Fomin]. Muzykal’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’. XVIII vek [Musical St. Petersburg: Encyclopedic Dictionary. 18th Century]. Volume 1, Book 3. St. Petersburg, 1999, pp. 196–200.
7. Rossiyskiy teatr, ili Polnoe sobranie vsekh rossiyskikh teatral’nykh sochineniy. V Sankt-Рeterburge: pri Imperatorskoy Akademii nauk: 1786–1794 [The Russian Theater or a Complete Collection of all Russian Theatrical Works. In St. Petersburg: Affiliated with the Imperial Academy of Sciences: 1786–1794]. Part 17–18, 1787–1788.
8. [Khrapovitskiy A. V.] Dnevnik A. V. Khrapoviskogo. 1782–1793. Po podlinnoy ego rukopisi, s biograficheskoy stat’eyu i obyasnitel’nym ukazatelem Nikolaya Barsukova, chlena Arkheograficheskoy komissii [Diary of A. V. Khrapovitsky. 1782–1793. Following its Genuine Manuscripts, with a Biographical Article and Explanatory Indicator by Nicholas Barsukov, a Member of the Archeographic Commission]. Edition A. O. Bazunov. St. Petersburg, 1874. 610 p.
9. Butler M. R. Gluck’s Alceste in Bologna: Production and Performance at the Teatro Comunale, 1778. Journal of the American Musicological Society. Vol. 65. No. 3. Fall 2012, pp. 727–776. DOI: 10.1525/ jams.2012.65.3.727.
10. Doe J. Opéra-comique on the Eve of Revolution: Dalayrac’s Sargines and the Development of “Heroic” Comedy. Journal of the American Musicological Society. Vol. 68. No. 2, Summer 2015, pp. 317–374. DOI: 10.1525/jams.2015.68.2.317
11. Ferraguto M. Beethoven à la moujik: Russianness and Learned Style in the “Razumovsky” String Quartets. Journal of the American Musicological Society. Vol. 67. No. 1, Spring 2014, pp. 77–124. DOI: 10.1525/jams.2014.67.1.77
12. Frolova-Walker M. A Ukrainian Tune in Medieval France: Perceptions of Nationalism and Local Color in Russian Opera. 19th-Century Music. Vol. 35. No. 2. Fall 2011, pp. 115–131. DOI: 10.1525/ncm.2011.35.2.115
13. Rathey M. Mozart, Kirnberger and the idea of musical purity: revisting two sketches from 1782. Eighteenth Century Music. Vol. 13. Iss. 2, September 2016, pp. 235–252. DOI: 10.1017/S1478570616000063