«Напев. Рассказ. Танго и Пляска» А. Хасаншина: между композицией и импровизацией
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Сочинение башкирского композитора Азамата Хасаншина «Напев. Рассказ. Танго и Пляска» (2014) пред-
ставляет собой камерно-ансамблевый цикл для трёхструнной домры, баяна, балалайки-контрабас и ударных
инструментов. На примере этого произведения в статье рассматриваются используемые выразительные ре-
сурсы домры. Композитор в своём опусе расширяет границы проникновения восточного, ориентального на-
чала (шире – внеевропейского) в музыку для домры. Это выражается через специфическую трактовку тембра
инструмента (например, предусмотрена имитация звучания уда), стилевые и композиционные особенности,
а также внедрение элементов импровизации (так, партия ударных полностью ориентирована на фантазию
исполнителя). Партия домры насыщена мелизматикой, микрохроматическими ходами, сонорными приёма-
ми, дающими колористический эффект. Композитор подчёркивает, что стремится передать праэтническую
сущность домры как музыкального орудия вне определённого культурного, национального контекста. Кон-
цепция сочинения, как её формулирует сам Азамат Хасаншин, – слияние с Абсолютом – достигается посред-
ством акта коллективного исполнения. Импровизационный акт сотворчества призван воплотить атмосферу
мистики, культа, присущую процессу приобщения к Абсолюту. Композитор углубляет сферу инструменталь-
ной медитации. Части цикла являются репрезентантами полярных состояний бытия – медитации и пляски.
По замыслу автора, они тесно переплетаются между собой, проникают друг в друга. Произведение Азамата
Хасаншина расширяет возможности синтеза различных стилевых направлений в музыке для домры.
Ключевые слова: Азамат Хасаншин, музыка для домры, импровизация, музыкальный ориентализм, стиле-
вой плюрализм.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Zheltirova A. A. Muzyka dlya russkoy domry: stadii evolyutsii i stilevye tendentsii: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Music for the Russian Domra: Stages of Evolution and Stylistic Tendencies: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Orenburg, 2009. 200 p.
3. Kuznetsova M. V. Dzhachinto Shel’si i Avet Terteryan: grani odnoy temy [Giacinto Scelsi and Avet Terterian: the Boundaries of One Theme]. URL: http: //www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/ MuzForum2k10/Kuznetsova.pdf (21.03.2016).
4. Teoriya sovremennoy kompozitsii: uchebnoe posobie [The Theory of Contemporary Composition: a Textbook]. Edited by V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka, 2007. 624 p.
5. Khazrat Inayyat Khan. Mistitsizm zvuka [Hazrat Inayat Khan. The Mysticism of Sound]. URL: http: // www.e-reading.club/chapter.php/61409/40/Han_-_ Misticizm_zvuka.html (13.10.2016).
6. Shcheglina A. Blagosloven tvoy trud, uchitel’. K yubileyu N. I. Lips [Blessed be Your Work, O Teacher. Towards the Anniversary of N. I. Lips]. Narodnik [Populist]. 2007, No. 4 (60), pp. 35–39.
7. Greve Martin. Writing against Europe: On the Necessary Decline of Ethnomusicology. Ethnomusicology Translations. 2016, No. 3, pp. 1–13. URL: https://scholarworks.iu.edu/journals/index.php/ emt/article/view/22461 (27.08.2016).
8. Lewis George E. Critical Responses to “Theorizing Improvizaion (Musically)”. Music Theory Online. Volume 19, Number 2. June 2013. URL: http:// mtosmt.org/issues/mto.13.19.2/mto.13.19.2.lewis.html (02.09.2016).
9. Yob Iris M. Why is Music a Language of Spirituality? Philosophy of Music Education Review. Fall 2010. Vol. 18, No. 2, pp. 145–151. Published by: Indiana University Press Stable. URL: http://www.jstor.org/stable/10.2979/pme.2010.18.2.145 (31.08.2016).