Формы немецкой многоголосной песни XV–XVI веков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена особенностям поэтико-музыкальной организации немецкой многоголосной песни XV–
XVI вв. Актуальность данного аспекта проблематики светской полифонии Германии эпохи Ренессанса обу-
словлена её периферийным положением в немецкоязычной исследовательской литературе. Автор опирается
на репрезентативный материал песенных собраний Георга Форстера, Людвига Зенфля и Ханса Лео Хассле-
ра. Основываясь на типологических подходах К. Гудевиля, Н. Симаковой, автор рассматривает изучаемый
материал в аспекте ряда устойчивых позиций: производность в большинстве случаев музыкальной организа-
ции от вербальной; cantus firmus (тенор) в качестве основного конструкта формы; глубокое родство бар-фор-
мы и куплетно-строфической формы; значимость сквозного принципа для строения отдельных целостных
образцов или строф. Последовательно представлены решения бар-формы в пределах композиционного
норматива и его модификации, разновидности строфики куплетно-строфической формы, пути реализации
рефренности (рефрен-строфа, рефрен-строка). К основным результатам относятся обозначение признаков
влияния инонациональных песенных структур на строение немецкой песни XV–XVI вв., введение понятия
«мадригальной» формы в отношении изучаемого материала, решение вопроса архитектонической специфи-
ки первоисточников Нofweise и Volksliedweise.
Ключевые слова: немецкая многоголосная песня, бар-форма, рефрен, Hofweise, Volksliedweise, мадригальная форма.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dubravskaya T. N. Printsipy formoobrazovaniya v polifonicheskoy muzyke XVI veka [Principles of Form- Generation in Polyphonic Music of the XVI Century]. Sbornik nauchnykh trudov. Metody izucheniya starinnoy muzyki [Collection of Scholarly Works. Methods of Study of Early Music]. Moscow, 1992, pp. 65–88.
3. Kirichenko O. D. Fakturno-tekhnologicheskie tipy nemetskoy tenorovoy pesni XV–XVI vekov [Textural and Technical Types of the German Tenor Song of the 15th and 16th Centuries]. Vestnik KemGUKI [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and the Arts]. Kemerovo, 2016, No. 2 (35), pp. 102–107.
4. Pankina E. V. Zhanroobrazovanie v ital’yanskoy svetskoy pesennoy kul’ture vtoroy poloviny XV – pervoy treti XVI vv.: dis. … kand. iskustvovedeniya [Genre Formation in the Italian Secular Song Culture of the Second Half of the 15th – First Third of the 16th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 1998. 140 p.
5. Sarayeva S. V. Pesennye zhanry minnezanga: avtoref. dis. … kand. Iskustvovedeniya [Song Genres of Minnesang: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2010. 21 p.
6. Simakova N. A. Vokal’nye zhanry epokhi Vozrozhdeniya [Vocal Genres of the Renaissance Epoch]. Moscow: Muzyka, 1985. 360 p.
7. Sorokina T. S. Bar-forma [Bar-Form]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory, 1986. 43 p.
8. Besseler H., Gulke P. Musikgeschichte in Bildern [History of Music in Pictures]. Leipzig, 1973. Bd. 3. 184 p.
9. Das Erbe Deutscher Musik [The Inheritance of German Music]. Berlin, 1938. Bd. 10: Ludwig Senfl. Deutsche Lieder. I. Teil: Lieder aus handschriftlicher Quellen bis etwa 1533 [Volume 10: Ludwig Senfl. German Songs. 1 part: Songs from Handwritten Springs Till about 1533]. 144 p.
10. Ibid. Berlin, 1940. Bd. 15: Ludwig Senfl. Deutsche Lieder. II. Teil: Lieder aus Hans Otts erstem Liederbuch von 1534 [Volume 15: Ludwig Senfl. German Songs. Part 2: Songs from Hans Otts to the First Songbook of 1534]. 168 p.
11. Ibid. Berlin, 1942. Bd. 20: G. Forster. Friesche teutsche Liedlein: 1539–1556. Ein Außzug guter alter und neuer teutscher Liedlein: 1539 [Volume 20:G. Forster. Vivacious German Songs: In 1539–1556. An Excerpt of the Good Old and Newer German Songs: 1539]. 213 p.
12. Gudewill K. Deutsche Volkslieder in mehrstimmigen Kompositionen aus der Zeit von ca. 1450 bis ca. 1630 [German Folk Singers in Polyphonic Compositions from the Time of Approx. 1450 to approx. 1630]. Handbuch des Volksliedes [Handbook of the Folk Song]. München, 1975. Bd. 2: Historisches und systematisches-interethnische Beziehungen Musikethnologie [Historical and Systematic-Interethnic Relations Musicalethnology], pp. 439–487.
13. Moser H. I. Das deutsche Chorlied zwischen Senfl und Haßler. Als Beispiel eines Stilwandels [The German Choral Song between Senfl and Hassler. As an Example of Stylistic Change]. Jahrbuch der Musikbibliothek Peters [Yearbook of the Music Library Peter]. Leipzig, 1929, pp. 43–58.
14. Strohm R. Polyphonie und Liedforschung [Polyphonie and Song Research]. Musiktheorie – Zeitschrift für Musikwissenschaft: Einstimmig – Mehrstimmig [Musiktheorie – Journal of Musicology: Unanimous – Multivoice]. Jg. 9. H. 2. Wien, 2012, pp. 162–175.