Формы немецкой многоголосной песни XV–XVI веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Oksana D. Kirichenko

Аннотация

Статья посвящена особенностям поэтико-музыкальной организации немецкой многоголосной песни XV–
XVI вв. Актуальность данного аспекта проблематики светской полифонии Германии эпохи Ренессанса обу-
словлена её периферийным положением в немецкоязычной исследовательской литературе. Автор опирается
на репрезентативный материал песенных собраний Георга Форстера, Людвига Зенфля и Ханса Лео Хассле-
ра. Основываясь на типологических подходах К. Гудевиля, Н. Симаковой, автор рассматривает изучаемый
материал в аспекте ряда устойчивых позиций: производность в большинстве случаев музыкальной организа-
ции от вербальной; cantus firmus (тенор) в качестве основного конструкта формы; глубокое родство бар-фор-
мы и куплетно-строфической формы; значимость сквозного принципа для строения отдельных целостных
образцов или строф. Последовательно представлены решения бар-формы в пределах композиционного
норматива и его модификации, разновидности строфики куплетно-строфической формы, пути реализации
рефренности (рефрен-строфа, рефрен-строка). К основным результатам относятся обозначение признаков
влияния инонациональных песенных структур на строение немецкой песни XV–XVI вв., введение понятия
«мадригальной» формы в отношении изучаемого материала, решение вопроса архитектонической специфи-
ки первоисточников Нofweise и Volksliedweise.

Ключевые слова: немецкая многоголосная песня, бар-форма, рефрен, Hofweise, Volksliedweise, мадригальная форма.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kirichenko, O. D. (2016). Формы немецкой многоголосной песни XV–XVI веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 23–29. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.023-029
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Oksana D. Kirichenko, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Кириченко Оксана Дмитриевна – 
аспирантка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Dubravskaya T. N. Muzyka epokhi Vozrozhdeniya. XVI vek [Music within the Renaissance Epoch. 16th Century]. Istoriya polifonii [History of Counterpoint]. Moscow, 1996. Issue 2 B. 413 p.
2. Dubravskaya T. N. Printsipy formoobrazovaniya v polifonicheskoy muzyke XVI veka [Principles of Form- Generation in Polyphonic Music of the XVI Century]. Sbornik nauchnykh trudov. Metody izucheniya starinnoy muzyki [Collection of Scholarly Works. Methods of Study of Early Music]. Moscow, 1992, pp. 65–88.
3. Kirichenko O. D. Fakturno-tekhnologicheskie tipy nemetskoy tenorovoy pesni XV–XVI vekov [Textural and Technical Types of the German Tenor Song of the 15th and 16th Centuries]. Vestnik KemGUKI [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and the Arts]. Kemerovo, 2016, No. 2 (35), pp. 102–107.
4. Pankina E. V. Zhanroobrazovanie v ital’yanskoy svetskoy pesennoy kul’ture vtoroy poloviny XV – pervoy treti XVI vv.: dis. … kand. iskustvovedeniya [Genre Formation in the Italian Secular Song Culture of the Second Half of the 15th – First Third of the 16th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 1998. 140 p.
5. Sarayeva S. V. Pesennye zhanry minnezanga: avtoref. dis. … kand. Iskustvovedeniya [Song Genres of Minnesang: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2010. 21 p.
6. Simakova N. A. Vokal’nye zhanry epokhi Vozrozhdeniya [Vocal Genres of the Renaissance Epoch]. Moscow: Muzyka, 1985. 360 p.
7. Sorokina T. S. Bar-forma [Bar-Form]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory, 1986. 43 p.
8. Besseler H., Gulke P. Musikgeschichte in Bildern [History of Music in Pictures]. Leipzig, 1973. Bd. 3. 184 p.
9. Das Erbe Deutscher Musik [The Inheritance of German Music]. Berlin, 1938. Bd. 10: Ludwig Senfl. Deutsche Lieder. I. Teil: Lieder aus handschriftlicher Quellen bis etwa 1533 [Volume 10: Ludwig Senfl. German Songs. 1 part: Songs from Handwritten Springs Till about 1533]. 144 p.
10. Ibid. Berlin, 1940. Bd. 15: Ludwig Senfl. Deutsche Lieder. II. Teil: Lieder aus Hans Otts erstem Liederbuch von 1534 [Volume 15: Ludwig Senfl. German Songs. Part 2: Songs from Hans Otts to the First Songbook of 1534]. 168 p.
11. Ibid. Berlin, 1942. Bd. 20: G. Forster. Friesche teutsche Liedlein: 1539–1556. Ein Außzug guter alter und neuer teutscher Liedlein: 1539 [Volume 20:G. Forster. Vivacious German Songs: In 1539–1556. An Excerpt of the Good Old and Newer German Songs: 1539]. 213 p.
12. Gudewill K. Deutsche Volkslieder in mehrstimmigen Kompositionen aus der Zeit von ca. 1450 bis ca. 1630 [German Folk Singers in Polyphonic Compositions from the Time of Approx. 1450 to approx. 1630]. Handbuch des Volksliedes [Handbook of the Folk Song]. München, 1975. Bd. 2: Historisches und systematisches-interethnische Beziehungen Musikethnologie [Historical and Systematic-Interethnic Relations Musicalethnology], pp. 439–487.
13. Moser H. I. Das deutsche Chorlied zwischen Senfl und Haßler. Als Beispiel eines Stilwandels [The German Choral Song between Senfl and Hassler. As an Example of Stylistic Change]. Jahrbuch der Musikbibliothek Peters [Yearbook of the Music Library Peter]. Leipzig, 1929, pp. 43–58.
14. Strohm R. Polyphonie und Liedforschung [Polyphonie and Song Research]. Musiktheorie – Zeitschrift für Musikwissenschaft: Einstimmig – Mehrstimmig [Musiktheorie – Journal of Musicology: Unanimous – Multivoice]. Jg. 9. H. 2. Wien, 2012, pp. 162–175.