О многомерности восточной монодии

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Firuz A. Ulmasov

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению многомерности восточной монодии. За основу берётся понимание, что мно-
гомерность есть внутреннее атрибутивное свойство мышления и восприятия, а восточная монодия – специфи-
ческий тип их реализации. Многомерность определяется как одновременное соотношение и развёртывание
различных планов, элементов и функций, единство симультанных и сукцессивных процессов.
Концептуальную основу составляет положение о том, что все логико-интонационные связи при восприя-
тии и воспроизведении музыки осуществляются исключительно внутри психических процессов мышления и
вне восприятия, наполненного традицией и культурой слышания, эти связи не существуют как нечто автоном-
ное и самостоятельное. На основании данного положения вычленяются два плана: внешний, где исполняется
и звучит музыка, и внутренний, относящийся к деятельности мозга, где осуществляется связь между звуками.
Основная функция внутреннего плана – осуществлять логическую координацию взаимодействия элементов
внешнего плана. Его основное предназначение – процессуальная развёртка музыкальных смыслов для слуша-
ния и творческого созидания. Структура соотношения внутреннего и внешнего планов представляется особым
принципом многомерности, который определяется как двуплановая функциональная оппозиционность (ДФО)
– одна из универсальных форм феномена бинарности.
Исходной формой практического обнаружения музыки является музицирование, выполняющее функцию
реализации внешнего плана. Музицирование как вид человеческой деятельности во многом обусловливает
специфику музыкального восприятия и мышления. В основе реализации специфики ДФО многомерности
восточной монодии находится тип музицирования, образованный сольным пением с инструментальным со-
провождением. Его структура «голос–инструмент» реализует два основных вида многомерности ДФО – кон-
трастный и диффузный, охватывающие различные стороны монодического процесса в вертикальном и гори-
зонтальном его срезах.

Ключевые слова: многомерность мелодии, восточная монодия, музыкальное мышление, бинарность в му-
зыке.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ulmasov, F. A. (2016). О многомерности восточной монодии. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 56–63. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.056-063
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Firuz A. Ulmasov, Таджикская национальная консерватория им. Т. Сатторова

Ульмасов Фируз Абдушукурович – 
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры истории и теории музыки

Библиографические ссылки

1. Aranovskiy M. G. Muzyka. Myshlenie. Zhizn’. Stat’i, interv’yu, vospominaniya [Music. Thinking. Life. Articles, Interviews, Memoirs]. Edited and compiled by N. A. Ryzhkova. Moscow: State Institute of Art, 2012. 440 p.
2. Asaf’ev B. V. Slukh Glinki [Glinka’s Ear]. Asafiev B. V. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 1. Moscow,1952, pp. 289–328.
3. Galitskaya S. P., Plakhova A.Yu. Monodiya: problemy teorii [Monody. Issues of Theory]. Moscow: Publishing Academia, 2013. 237 p.
4. Gertsman E. V. Entsiklopediya drevneellinskoy i vizantiyskoy muzyki [Encyclopedia of Ancient Hellenic and Byzantine Music]. St. Petersburg: N. I. Novikov Publishing House, 2013. 812 p.
5. Zemtsovskiy I. I. Problema mnogogolosiya v teorii monodii [The Issues of Polyphony in the Theory of Monody]. Borbad i khudozhestvennye traditsii narodov Tsentral’noy i Peredney Azii: istoriya i sovremennost’ [Borbad and the Artistic Traditions of the Peoples of Central and Southwest Asia: Past and Present]. Edited by А. Р. Radzhabov. Dushanbe: Donish, 1990, pp. 391–395.
6. Kushnarev Kh. S. Voprosy istorii i teorii armyanskoy monodicheskoy muzyki [Questions of the History and Theory of Armenian Monodic Music]. Leningrad: Muzgiz, 1958. 626 p.
7. Nazaykinskiy E. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow: Muzyka, 1972. 384 p.
8. Petrenko V. F. Mnogomernoe soznanie: psikhosemanticheskaya paradigma [Multidimensional Consciousness: A Psycho-Semantic Paradigm]. Moscow: Novyy khronograf, 2009. 400 p.
9. Radzhabov I. R. Makomy: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Maqoms. Abstract of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Tashkent; Yerevan, 1970. 215 p.
10. Toropova A. V. Fenomen intonirovaniya v genezise muzykal’no-yazykovogo soznaniya: avtoref. dis. … d-ra psikhologich. nauk [The Phenomenon of Intonation in the Genesis of Musical and Linguistic Consciousness: Abstract of Dissertation for the Degree of Doctor of Psychological Sciences]. Moscow, 2015. 43 p.
11. Ulmasov F. A. O nekotorykh sovremennykh aspektakh teorii tadzhikskoy traditsionnoy muzyki [About Certain Present-Day Aspects of the Theory of Tajik Traditional Music ]. Borbad, epokha i traditsii kul’tury [Borbad, the Era of Culture and Traditions]. Executive Editor N. Negmatov. Dushanbe: Donish, 1989, pp. 177–204.
12. Campbell, David A. Monody. The Cambridge History of Classical Literature.Volume 1: Greek Literature. Edited by P. E. Easterling and Bernard M. W. Knox. Publisher: Cambridge University Press, 1985, pp. 202– 221.
13. Cattin, Giulio. Liturgico-Musical Innovations of the Ninth and Tenth centuries and their Development; Secular Monody in Latin. Giulio Cattin. Music of the Middle Ages. Volume 1. Translated by Steven Botterill. Publisher: Cambridge University Press, 1984, pp. 101– 131.
14. Davis, Ruth. Arab-Andalusian Music in Tunisia. Early Music. 1996. XXIV (3), pp. 423–438. Doi:10.1093/ earlyj/XXIV.3.423.
15. Hiley, David. The Beginnings of Gregorian Chant; other Rites and other Sorts of Chant. Gregorian Chant. Publisher: Cambridge University Press. Print Publication Year, 2009, pp. 83–120.
16. Mc-Gee Timothy J. Vocal performance in the Renaissance. The Cambridge History of Musical Performance. Edited by Colin Lawson, Robin Stowell. Publisher: Cambridge University Press, 2012, pp. 318– 334.