О многомерности восточной монодии
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению многомерности восточной монодии. За основу берётся понимание, что мно-
гомерность есть внутреннее атрибутивное свойство мышления и восприятия, а восточная монодия – специфи-
ческий тип их реализации. Многомерность определяется как одновременное соотношение и развёртывание
различных планов, элементов и функций, единство симультанных и сукцессивных процессов.
Концептуальную основу составляет положение о том, что все логико-интонационные связи при восприя-
тии и воспроизведении музыки осуществляются исключительно внутри психических процессов мышления и
вне восприятия, наполненного традицией и культурой слышания, эти связи не существуют как нечто автоном-
ное и самостоятельное. На основании данного положения вычленяются два плана: внешний, где исполняется
и звучит музыка, и внутренний, относящийся к деятельности мозга, где осуществляется связь между звуками.
Основная функция внутреннего плана – осуществлять логическую координацию взаимодействия элементов
внешнего плана. Его основное предназначение – процессуальная развёртка музыкальных смыслов для слуша-
ния и творческого созидания. Структура соотношения внутреннего и внешнего планов представляется особым
принципом многомерности, который определяется как двуплановая функциональная оппозиционность (ДФО)
– одна из универсальных форм феномена бинарности.
Исходной формой практического обнаружения музыки является музицирование, выполняющее функцию
реализации внешнего плана. Музицирование как вид человеческой деятельности во многом обусловливает
специфику музыкального восприятия и мышления. В основе реализации специфики ДФО многомерности
восточной монодии находится тип музицирования, образованный сольным пением с инструментальным со-
провождением. Его структура «голос–инструмент» реализует два основных вида многомерности ДФО – кон-
трастный и диффузный, охватывающие различные стороны монодического процесса в вертикальном и гори-
зонтальном его срезах.
Ключевые слова: многомерность мелодии, восточная монодия, музыкальное мышление, бинарность в му-
зыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asaf’ev B. V. Slukh Glinki [Glinka’s Ear]. Asafiev B. V. Izbrannye trudy [Selected Works]. Volume 1. Moscow,1952, pp. 289–328.
3. Galitskaya S. P., Plakhova A.Yu. Monodiya: problemy teorii [Monody. Issues of Theory]. Moscow: Publishing Academia, 2013. 237 p.
4. Gertsman E. V. Entsiklopediya drevneellinskoy i vizantiyskoy muzyki [Encyclopedia of Ancient Hellenic and Byzantine Music]. St. Petersburg: N. I. Novikov Publishing House, 2013. 812 p.
5. Zemtsovskiy I. I. Problema mnogogolosiya v teorii monodii [The Issues of Polyphony in the Theory of Monody]. Borbad i khudozhestvennye traditsii narodov Tsentral’noy i Peredney Azii: istoriya i sovremennost’ [Borbad and the Artistic Traditions of the Peoples of Central and Southwest Asia: Past and Present]. Edited by А. Р. Radzhabov. Dushanbe: Donish, 1990, pp. 391–395.
6. Kushnarev Kh. S. Voprosy istorii i teorii armyanskoy monodicheskoy muzyki [Questions of the History and Theory of Armenian Monodic Music]. Leningrad: Muzgiz, 1958. 626 p.
7. Nazaykinskiy E. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow: Muzyka, 1972. 384 p.
8. Petrenko V. F. Mnogomernoe soznanie: psikhosemanticheskaya paradigma [Multidimensional Consciousness: A Psycho-Semantic Paradigm]. Moscow: Novyy khronograf, 2009. 400 p.
9. Radzhabov I. R. Makomy: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Maqoms. Abstract of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Tashkent; Yerevan, 1970. 215 p.
10. Toropova A. V. Fenomen intonirovaniya v genezise muzykal’no-yazykovogo soznaniya: avtoref. dis. … d-ra psikhologich. nauk [The Phenomenon of Intonation in the Genesis of Musical and Linguistic Consciousness: Abstract of Dissertation for the Degree of Doctor of Psychological Sciences]. Moscow, 2015. 43 p.
11. Ulmasov F. A. O nekotorykh sovremennykh aspektakh teorii tadzhikskoy traditsionnoy muzyki [About Certain Present-Day Aspects of the Theory of Tajik Traditional Music ]. Borbad, epokha i traditsii kul’tury [Borbad, the Era of Culture and Traditions]. Executive Editor N. Negmatov. Dushanbe: Donish, 1989, pp. 177–204.
12. Campbell, David A. Monody. The Cambridge History of Classical Literature.Volume 1: Greek Literature. Edited by P. E. Easterling and Bernard M. W. Knox. Publisher: Cambridge University Press, 1985, pp. 202– 221.
13. Cattin, Giulio. Liturgico-Musical Innovations of the Ninth and Tenth centuries and their Development; Secular Monody in Latin. Giulio Cattin. Music of the Middle Ages. Volume 1. Translated by Steven Botterill. Publisher: Cambridge University Press, 1984, pp. 101– 131.
14. Davis, Ruth. Arab-Andalusian Music in Tunisia. Early Music. 1996. XXIV (3), pp. 423–438. Doi:10.1093/ earlyj/XXIV.3.423.
15. Hiley, David. The Beginnings of Gregorian Chant; other Rites and other Sorts of Chant. Gregorian Chant. Publisher: Cambridge University Press. Print Publication Year, 2009, pp. 83–120.
16. Mc-Gee Timothy J. Vocal performance in the Renaissance. The Cambridge History of Musical Performance. Edited by Colin Lawson, Robin Stowell. Publisher: Cambridge University Press, 2012, pp. 318– 334.