Веха символистской музыки. Многоаспектный анализ Сонаты-баллады ор. 27 Николая Метнера
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Соната-баллада оp. 27 Николая Метнера является циклическим трёхчастным сочинением, содержащим музыку от-
дельно опубликованной баллады в виде её первой части. Утончённая структура Сонаты обогащена некоторыми
внутритекстовыми повествовательными элементами, содержащими мотивные отсылки к другим произведениям
композитора. Помимо того, она несёт усиленный религиозный подтекст, исходящий из стихотворения Афанасия
Фета, тесно связанного с исходным замыслом сочинения. В статье вначале исследуется музыкальный текст Сонаты,
затем рассматриваются отмеченные семантические отсылки по ходу дальнейшего анализа. Автор приходит к за-
ключению, что Соната-баллада Метнера является уникальным произведением символистского искусства, в котором
раскрываются самые личные из эстетических позиций автора, обращённые к слушателю.
Ключевые слова: соната, баллада, Метнер, Фет, Пушкин, циклическая форма, музыкальная семантика, гер-
меневтика, символизм, повествовательность, духовность, самоцитирование, муза, искушение.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
Boyd, Malcolm (1980): «Medtner and the Muse,» in: The Musical Times, Vol. 121, pp. 22–25.
Dolinskaya, Elena Borisovna (2013): Nikolay Metner [Nikolai Medtner], Moscow: Yurgenson. 328 р.
Flamm, Christoph (1995): Der russische Komponist Nikolaj Medtner [The Russian Composer Nikolai Medtner], Berlin: Kuhn.
Kalendarev, Natalya (2005): Medtner – His Beliefs, Influences and Work, Diss.: University of Washington.
Malikova, T. (1967): «Svoeobraznye cherty garmonii Metnera,» [Original Traits in Medtner’s Harmonies] in: Tyulin, Yuriy Nikolayevich (ed.): Teoreticheskie problemy muzyki XX veka: sb. st. [Theoretical Issues of 20th Century Music: a Compilation of Articles], Vol. 1, Moscow: Muzyka, pp. 280–305.
Martyn, Barrie (1995): Nicolas Medtner. His Life and Music, Aldershot / Brookfield: Scolar Press.
Moskalets, Yuliya Vladimirovna (2004): Russkaya fortepiannaya sonata rubezha XIX–XX stoletiy v atmosfere khudozhestvennykh iskaniy epokhi [The Russian Piano Sonata at the Turn of the 19th and 20th Centuries in the Atmosphere of the Artistic Quest of the Epoch], Diss.: Gnesin Academy Moscow.
Pinsonneault, Bernard (1956): Nicolas Medtner, pianiste, compositeur [Nicolas Medtner, Pianist, Composer], Montréal: Beauchemin.
Plaistow, Stephen (1976): liner notes to Malcolm Binns’ recording of Medtner’s Op. 27 and Op. 53 / 2, Pembury: Pearl (LP No. SHE 535).
Podporinova, Ekaterina Viktorovna (2007): Sonata v tvorchestve N. K. Metnera kak otrazhenie ideyno-khudozhestvennoy kontseptsii kompozitora [The Sonata in the Oeuvre of Nikolai Medtner as a Reflection of the Composer’s Ideal and Artistic Conception], Diss.: Charkov University of the Arts.
Swan, Alfred Julius (1967): «Das Leben Nikolai Medtners. Nach Unterlagen des Familienarchivs und unveröffentlichten Dokumenten,» [The Life of Nikolai Medtner. According to the Documents in the Family Archive and the Unpublished Documents] in: Die Musik des Ostens, Vol. 4, pp. 65–116.
Vasilyev, Panteleymon Ivanovich (1962): Fortepiannye sonaty Metnera [The Piano Sonatas of Medtner], Moscow: Muzgiz; transl. into German by Ernst Kuhn in: idem (ed.), Einführung in die Klaviermusik von Nikolai Medtner, Berlin 2008: Kuhn, pp. 117–160.