Об особенностях интерпретации литературного первоисточника в опере Р. Щедрина «Очарованный странник»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Н. Лескова «Очарованный странник» и либретто одноимён-
ной оперы Р. Щедрина. Одним из основных приёмов созда-
ния либретто становится контаминация различных текстов:
литературного первоисточника, религиозно-духовных и
фольклорных. В опере выделяются несколько драматурги-
ческих линий: духовного поиска, формирующаяся на основе
текстов духовных песнопений, любовно-лирическая (строит-
ся на фольклорных текстах) и линия искушения (текст перво-
источника). В либретто проступают два плана: внешний (со-
бытийная канва) и внутренний, возникающий как реакция на
события и связанный с линией духовного поиска. Полижан-
ровость и полисюжетность, характерные для повести Леско-
ва, находят отражение в либретто Щедрина, синтезирующем
черты эпической оперы и оперы-драмы.
Ключевые слова: Р. Щедрин, Н. Лесков, опера «Очаро-
ванный странник», либретто, контаминация, эпическая опе-
ра, опера-драма
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Goncharenko S. S. O poetike opery [About the Poetics of Opera]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory, 2010. 216 p.
3. Dimitrin Yu. G. Libretto. Istoriya, tvorchestvo, tekhnologiya [The Libretto. History, Creativity, Technology]. St. Petersburg: Kompozitor, 2011. 171 p.
4. Ivanov A. M. Khor v sochineniyakh R. Shchedrina po N. Leskovu («Zapechatlennyy angel» i «Ocharovannyy strannik») [The Chorus in Rodion Shchedrin’s Compositions based on Nikolai Leskov’s (“The Sealed Angel” and “The Enchanted Wanderer”)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 1 (12), pp. 103–107.
5. Leskov N. S. Ocharovannyy strannik [The Enchanted Wanderer]. Sobranie sochineniy: v 6 t. [Collected Works: In 6 Vol.]. Vol. 3. Moscow, 1973, pp. 3–132.
6. Neustroyev D. V. «Ocharovannyy strannik» N. S. Leskova: genezis i poetika: avtoref. dis. … kand. filol. nauk [N. S. Leskov’s “The Enchanted Wanderer”: Genesis and Poetics: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Moscow, 2007. 18 p.
7. Pivovarova I. L. Libretto otechestvennoy opery: aspekty interpretatsii literaturnogo pervoistochnika [The Libretto in Russian Opera: Aspects of Interpretation of the Literary Primary Source]. Magnitogorsk, 2004. 216 p.