Об особенностях интерпретации литературного первоисточника в опере Р. Щедрина «Очарованный странник»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Marina N. Kovalyova

Аннотация

Целью статьи является сравнительный анализ повести
Н. Лескова «Очарованный странник» и либретто одноимён-
ной оперы Р. Щедрина. Одним из основных приёмов созда-
ния либретто становится контаминация различных текстов:
литературного первоисточника, религиозно-духовных и
фольклорных. В опере выделяются несколько драматурги-
ческих линий: духовного поиска, формирующаяся на основе
текстов духовных песнопений, любовно-лирическая (строит-
ся на фольклорных текстах) и линия искушения (текст перво-
источника). В либретто проступают два плана: внешний (со-
бытийная канва) и внутренний, возникающий как реакция на
события и связанный с линией духовного поиска. Полижан-
ровость и полисюжетность, характерные для повести Леско-
ва, находят отражение в либретто Щедрина, синтезирующем
черты эпической оперы и оперы-драмы.

Ключевые слова: Р. Щедрин, Н. Лесков, опера «Очаро-
ванный странник», либретто, контаминация, эпическая опе-
ра, опера-драма

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kovalyova, M. N. (2015). Об особенностях интерпретации литературного первоисточника в опере Р. Щедрина «Очарованный странник». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 126–130. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.126-130
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Marina N. Kovalyova, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова

Марина Николаевна Ковалёва – аспирантка кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Bayeva A. A. Russkaya opernaya dramaturgiya kontsa ХХ veka [Russian Opera Dramaturgy of the End of the 20th Century]. Muzyka Rossii: ot srednikh vekov do sovremennosti: sbornik statey [Music of Russia: from the Middle Ages to the Present: Collection of Articles]. Ed. M. Aranovsky. Moscow, 2004, pp. 342–371.
2. Goncharenko S. S. O poetike opery [About the Poetics of Opera]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory, 2010. 216 p.
3. Dimitrin Yu. G. Libretto. Istoriya, tvorchestvo, tekhnologiya [The Libretto. History, Creativity, Technology]. St. Petersburg: Kompozitor, 2011. 171 p.
4. Ivanov A. M. Khor v sochineniyakh R. Shchedrina po N. Leskovu («Zapechatlennyy angel» i «Ocharovannyy strannik») [The Chorus in Rodion Shchedrin’s Compositions based on Nikolai Leskov’s (“The Sealed Angel” and “The Enchanted Wanderer”)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 1 (12), pp. 103–107.
5. Leskov N. S. Ocharovannyy strannik [The Enchanted Wanderer]. Sobranie sochineniy: v 6 t. [Collected Works: In 6 Vol.]. Vol. 3. Moscow, 1973, pp. 3–132.
6. Neustroyev D. V. «Ocharovannyy strannik» N. S. Leskova: genezis i poetika: avtoref. dis. … kand. filol. nauk [N. S. Leskov’s “The Enchanted Wanderer”: Genesis and Poetics: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Moscow, 2007. 18 p.
7. Pivovarova I. L. Libretto otechestvennoy opery: aspekty interpretatsii literaturnogo pervoistochnika [The Libretto in Russian Opera: Aspects of Interpretation of the Literary Primary Source]. Magnitogorsk, 2004. 216 p.